Возьмите Храм с собой

Вашему вниманию предоставляется выступление Рабби В. Белинского,
которое было произнесено во время Новогодних праздников в прошлом году. 
 

* * * 

Иудея. Первый век Новой Эры. Страна раздирается на части как снаружи, так и изнутри.

Уже в течение нескольких десятилетий для управления Иудеей Рим назначает своих прокураторов. Еврейская страна практически отдана им на откуп. Римских императоров мало заботит то, что прокураторы творят на своих территориях – у каждого из них есть своя армия и нет никаких правил и ограничений их власти. Такой одиозной личностью является Понтий Пилат, пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи, известный нам по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Для оскорбления религиозных чувств евреев, он приказает своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и использует предметы из Храма для строительства акведука. Прокураторы терроризируют еврейский народ непомерными налогами и насилием.

ВеспасианЕвреи пытаются создавать свои армии и бороться с римлянами. Однако это приводит только к тому, что Рим посылает большое подкрепление, которое увеличивает силы захватчиков, и сопротивление оказывается подавленым.

Но еврейский народ страдает не только из-за римского вторжения, а ещё и потому, что страну терзают внутренние распри.

Появляются такие секты как «Цадукеи», которые не принимают Устную Тору; «Ессены», которые ратуют за полностью аскетический образ жизни.

Богатая элита пытается завоевать признание Рима взятками, политическими интригами и тем, что во всех конфликтах, возникающих между римской властью и еврейским населением, всегда принимает сторону прокуратора.

Появилась ещё одна группировка евреев – «непримиримые». Они рвутся в бой против римских оккупантов. Эти борцы за свободу были беспощадны не только по отношению к римлянам, но и к евреям, которые их поддерживали. Основная группа«непримиримых» называлась «Сикари» (лат. sicarii, буквально «кинжальщики» от лат. sica «кинжал».)

Но большинство евреев не примыкало ни к одной из этих групп. Безусловно, они видели все зло, которое приносили римляне, но так же осознавали, что сила на стороне врага. И эти люди тихо смирялись со всем, что происходило.

Но, вопреки всему этому, служения в Храме продолжаются. Они продолжаются, несмотря на то, что римляне пытаются назначить своих ставленников на должности Первосвященников в Храме. Несмотря на то, что те пытаются утвердить новые постановления и отменить многие ритуалы. Несмотря на то, что жизнь евреев неимоверно сложна. Храм подолжает быть Храмом.

И вот Иерусалим в окружении и теперь уже находится в полной осаде. Создается определенный «статус-кво». Римские войска не могут войти в Святой Город из-за укреплений сикариев, но и у евреев нет сил дать отпор завоевателям и прорвать блокаду. Однако жители Иерусалима были готовы к такому повороту событий. В городе накоплено достаточно провизии, её должно хватить более чем на двадцать лет!

Кто больше всего недоволен этим статусом-кво? Непримиримые евреи – сикарии. Они надеялись, что осада Иерусалима поднимет всех жителей Святого Города на войну с римлянами. Но люди уже очень устали от многолетней борьбы. Они не верят, что смогут победить императорскую армию. А в городе, даже находясь в осаде, всё-таки можно жить.

Тогда, чтобы вынудить евреев воевать с захватчиками, сикарии поджигают хранилища с провизией. Они ставят охрану изнутри ворот осажденного города, чтобы никто и не думал бежать из Иерусалима.

Прокуратор Иудеи Веспасиан 1-ый посылает к евреям гонца с ультиматумом: если они не дадут римской армии войти в город, то весь Иерусалим будет разрушен, включая Храм. Тем временем служба в Храме была уже осложнена тем, что первосвященник (Коэн Гадол) и его помощники (Коаним) были ставленниками Рима, и, находясь внутри окруженного города, пытались изменить основные устои еврейской жизни.

* * *

Рабан Йоханан Бен Закай был Главой Синадриона – еврейского суда. Он видел тяжелое положение Иерусалима, Земли Израиля и всего народа.

Он, как и другие раввины, вначале поддерживал еврейское сопротивление. Но когда понял, что это движение стало принимать экстримистские формы и чинить вред своим же братьям-евреям, то решил воспрепятствовать этому. Теперь во главе еврейского сопротивления стояли сикарии, которые к этому времени стали отъявленными бандитами и головорезами. Рабан Иохан бен Закай попытался повлиять на предводителей бунтарей, но осознав, что его советы не в состоянии изменить ситуацию, разрабатывает собственный план действий.

Рабан Йоханан Бен Закай решает, что ему необходимо встретиться с прокуратором Иудеи Веспасианом для того, чтобы попытаться спасти еврейский народ. Как ни странно, в организации этой встречи самым сложным этапом было проникновение на другую сторону стен Иерусалима – ведь сикарии охраняли все входы и выходы города.

Рабан Йоханан Бен Закай претворяется мертвым. Его ученики выносят своего учителя в гробу якобы для захоронения... И вот Рабан Йоханан Бен Закай уже добрался до дворца Веспасиана.

Рабан Йоханан Бен Закай входит в хоромы правителя и восклицает: «Да здравствует Великий Император!» Веспасиан недоумевает: «Я не император, а прокуратор! – Если ты пришел надо мной смеяться, то должен быть предан смерти!»

Рабан Йоханан Бен Закай ничуть не смутился и ответил: « В Торе предсказано, что Иерусалим падет перед армией, возглавляемой монархом империи. Если ты командуешь этими войсками, то ты – император».

В это время к Веспасиану прибыл гонец с неожиданной новостью.

Дело в том, что в Риме 69-й год новой эры был годом 4-х императоров. Нерон покончил жизнь самоубийством, в результате чего началась ожесточенная борьба за трон. Галба стал императором, но уже через 7 месяцев был убит своим соперником Отоном, который правил всего 3 месяца и был убит Вителлием.

Вителлий предался расточительным пирам и празднествам, а солдаты, верные ему, занимались грабежом и убийствами. Этим он восстановил против себя население Рима, восточные и дунайские легионы присягнули Веспасиану. Вителлий бежал в Рим, но был убит собственными солдатами.

После убийства Вителлия императором был признан Тит Флавий Веспасиан.

Вот с этой вестью гонец и пришел к Веспасиану.

* * *

TempleУзнав, что слова Рабан Йоханан Бен Закайи сбылись, Веспасиан понял, что перед ним стоит не обыкновенный смертный, а святой человек, обладающий пророческим даром. И новоявленный император, проникшись к еврейскому мудрецу большим уважением, обращается к нему с вопросом:

«Что ты хочешь? Я выполню любое твое желание!»

Представьте себя на месте Рабана Йоханана Бен Закая. Что бы вы попросили у императора? Времени на размышление у вас нет, вам необходимо моментально принять решение, от которого зависит выживание вашей нации. В эту минуту в ваших руках находится судьба еврейского народа, вам дана возможность изменить курс еврейской истории.

Что бы вы попросили?

Решение, которое принял в этот момент Рабан Йоханан Бен Закай стало объектом порицаний со стороны большинства еврейских мудрецов того времени.

Много лет спустя, Рабан Йоханан Бен Закай, уже лёжа на смертном одре, признался своим ученикам в том, что до сих пор он был полон сомнений: правильно ли он поступил в тот момент.

Рабан Йоханан Бен Закай не попросил Веспасиана дать суверенитет Иудее.
Он не попросил положить конец осаде Иерусалима. Он не попросил прекратить агрессию против своего народа. И самое главное, он даже не попросил сохранить Еврейское Святилище, не разрушать Храм.

 Он сказал: «Дай мне Явне и его мудрецов».

Ешива в городе Явне занимала второе место после Иерусалима по изучению Торы. Рабан Йоханан Бен Закай не попросил спасти Храм – он попросил спасти Явне для того, чтобы перенести центр изучения Торы в тот город.

***

Весть о том, что Рабан Йоханан Бен Закай, имея возможность спасти Храм, не воспользовался этим, разнеслась по всему еврейскому миру. Этим поступком он вызвал суровые нарекания как со стороны своих коллег раввинов, так и со стороны простых евреев. Даже некоторые его ученики отвернулись от него. «Б-г выворачивает наизнанку ума мудрых и превращает их разум в глупость!» - сказал Рабби Акива.

***

Почему же Рабан Йоханан Бен Закай это сделал?

Может быть, он думал, что если попросит Веспасиана спасти Иерусалим, то тот ответит отказом.

Возможно, он опасался того, что если ему даже удастся получить согласие императора на спасение города, то где гарантия того, что новый властитель пощадит еврейскую Святыню?

Может быть, он видел, что среди еврейского народа нет единогласия, и поэтому сомневался: сможет ли Храм продолжать функционировать, даже если будет сохранен римлянами.

Может быть, он понял, что евреи не заслуживают больше Храма и Всевышний все равно намеривается его разрушить.

***

Нам не известно, каковыми были соображения великого мудреца. Но сегодня в ретроспективе мы с вами можем увидеть насколько мудрым было решение Рабана Йоханана Бен Закайи, какую роль оно сыграло в истории нашего народа. И сегодня, 2,000 лет спустя, мы точно знаем, что его решение спасло иудаизм и еврейство всего мира.

***

jerusalem_simhat_toraХрам был эпицентром еврейской жизни. Три раза в год все евреи собирались в нем на основные праздники. Если евреям требовалось искупление за их грехи – Храм был местом очищения. Если кто-нибудь начинал сомневаться в существовании Б-га или в верности Торы, все, что ему нужно было сделать, – это прийти в Храм. Он бы увидел десять чудес, которые происходили там каждый день. Оттуда они возвращались в свои дома вдохновленные и возвышенные.

Основные функции службы в Храме возлагаются на Коэнов и Левитов, работающих там. Евреи, от имени которых приносятся жертвы, должны были чувствовать себя участниками всего происходящего. Однако насколько реально они это ощущали – зависело от их духовного уровня.

С падением общей духовности еврейского народа люди все меньше и меньше ощущали свою причастность к происходящему в Храме. Все больше и больше они чувствовали, будто делегировали свою духовную работу Коэнам и Левитам, возложив всю ответсвенность за духовную жизнь народа на них. Евреи уже считали их своими представителями перед Всевышним, которые выполнят за них всю работу.

Многие еврейские мудрецы были уверены в том, что Храм был разрушен именно потому, что евреи потеряли ощущение причастности к жертвоприношениям. Соответственно служба в Храме уже не имела силы своего воздействия на них. Храм стал бесполезен, и Всевышний отнял его у евреев.

* * *

Еврейский народ всегда изучал Тору. С детских лет евреи посылали своих детей в хейдеры и ешивы, где дети занимались постижением Б-жественной мудрости целый день. Некоторые из них становились раввинами, но большинство начинали заниматься ремеслами и бизнесом. Вне зависимости от планов на будущее, каждый еврей получал еврейское образование.

Несмотря на то, что обучение Торе было столь распространено в Иудее, люди смотрели на Храм, а не на ешивы, как на центр своей религии. Однако сейчас Рабан Йоханан Бен Закай понял, что если евреи используют Храм как метод снятия с себя ответственности за свою духовность и возложения ее на кого-то другого (Коэнов или Левитов), то путь к выживанию народа не лежит через него. Рабан Йоханан Бен Закай видел секрет выживания иудаизма не в Храме, а в изучение Торы.

В ролях, выполняющихся при службе в Храме, есть своего рода «иерарихия» - Коэны, Левиты, Исраэлим и, соответственно, разные работы, предписанные каждому из них. Тору каждый должен изучать сам. Ее понимание зависит только от способностей и усилий самого человека.

Для службы в Храме евреям необходимо находиться в Иерусалиме. Тору же можно изучать где бы ты ни находился. Зная, что евреям предстоит изгнание и они будут разбросаны по всему свету, Рабан Йоханан Бен Закай перенаправил основной акцент еврейства на изучение Торы. Теперь у каждого еврея может быть свой собственный «переносной Храм», который всегда будет оставаться при нем, куда бы его не забросила судьба. Но наличие этого «переносного Храма» теперь уже зависит только от самого человека. Теперь надежда на то, что кто-то выполнит за тебя духовную службу, исчезла.

Рабан Йоханан Бен Закай переложил ответственность за выживание еврейского народа с Коэнов и Левитов, служащих в Храме, на каждого еврея. Это был дерзкий план.

* * *

Смогут ли евреи оправдать возложенную на них ответственность? –этот вопрос возникал у каждого, кто слышал о содеянном Рабаном Йохананом Бен Закайей. Этот вопрос терзал и самого мудреца. Поэтому, даже спустя несколько десятилетий после разрушения Храма, он сомневался в правильности своего поступка.

Будут ли евреи продолжать изучать Тору?

Будут ли они осознавать, что вся еврейская жизнь держится на изучении Торы? Почувствуют ли они, что только через Тору можно понять, кто мы есть и почему важно оставаться евреями? Будут ли они видеть, что это изучение - не просто постижение очередной науки, а обеспечивание жизненных сил для своего народа. Осознают ли они, что только изучение Торы дает им еврейское самоощущение?

Будут ли евреи видеть, что изучение Торы - это не наука о прошлом нашего народа, а наука о его будущем?

* * *

Тогда, для евреев, только что переживших разрушение Храма и последующий за этим величайший переворот еврейской жизни в мировой истории, этот вопрос оставался открытым.

Сегодня 2,000 лет спустя, мы видим, что Рабан Йоханан Бен Закай был прав. Евреи оправдали возложенную на них ответственность. В городах Персии и в деревнях за чертой оседлости в Украине, в подвалах испанских маранов и пригородных усадьбах современной Америки – везде евреи продолжают изучение Торы. Когда я, в конце восьмидесятых, будучи ребенком, стал посещать классы в Ленинградской синагоге, мои преподаватели были людьми, которые сами учили Тору в подполье в брежневские, хрущевские и даже в сталинские времена.

Сегодня мы видим, что наш народ оправдал все надежды, возложенные на него Рабаном Йохананом Бен Закайей. Еврейская нация не просто выжила, но и процветает! И это все благодаря той ответственности, которую Рабан Йоханан Бен Закай возложил на каждого из нас.

* * *

История имеет тенденцию себя повторять. Каждый раз, когда евреи образовывали свои общины и начинали обосновывать новые места, они всегда строили синагоги – центры изучения Торы – своего рода «Храмы». И эти «Храмы» были центром еврейской жизни, жизни всей общины.

Часто, по истечении какого-то времени, мы снова начинали полагаться на эти Храмы. Мы начинали смотреть на синагоги и раввинов как на тех людей, на ком лежит ответственность за продолжение духовной жизни нашей нации. Мы начинали «делегировать» им эту работу, снимая с себя заботу в этом вопросе. Может быть, какое-то время подобное перемещение обязанностей работало, но...

И снова история себя повторяла. Эти Храмы были разрушены. В результате гонений синагоги либо были буквально сожжены и разорены, либо евреи должны были покинуть свои обжитые места, где еврейская жизнь уже была организована и поставлена на ноги. Евреи снова оказывались в духовной пустыне - без синагог и раввинов, ведущих их. И те, кто делегировал свою духовную работу раввинам, оставались вообще без связи с еврейством.

И снова каждому индивидуально приходилось брать на себя ответсвенность за выживание еврейства. Это значит, что снова нас выручало только то, на что возложил свою надежду Рабан Йоханан Бен Закай – изучение Торы. Оно спасало нас от гибели как народ, ибо знание - это было единственное, что мы могли взять с собой, убегая от погромов и инквизиций, спасаясь от Гитлера и Хомени.

Снова мы выжили как народ благодаря изучению Торы.

* * *

Сегодня мы, еврейский народ, продолжаем выживать и процветать благодаря именно той ответственности, которая была на нас возложена 2,000 лет назад при разрушении Храма. Мы сегодня своей жизнью доказали, что Рабан Йоханан Бен Закай был совершенно прав.

Иудаизм не верит в посредников между человеком и Б-гом. Из нашей истории мы видим, что никто не будет евреем за нас, если мы сами не будем евреями. Евреи это понимают.

Поэтому сотни тысяч евреев по всему миру сегодня изучают Тору. Я не говорю об учениках ешив и раввинах. Я говорю о бизнесменах и юристах, врачах и таксистах, школьных учителях и программистах. Некоторые из них ведут ортодоксальный образ жизни, а некоторые нет. Некоторые знают иврит, а некоторые нет. Некоторые живут в еврейских районах, а некоторые нет. В нашем Центре АРИЭЛ сотни людей в течение всего года изучают Тору, посещая наши занятия в Балтиморе, в Монтгомери Каунти или через интернет.

Сегодня мы видим, что Рабан Йоханан Бен Закай не ошибся. Благодаря нам, его потомкам, надежды, возложенные им на наш народ, были оправданы. Евреи сегодня изучают Тору, потому что понимают: Тора – это жизнь еврейства. За нас евреями никто не будет. За нас никто не может изучать Тору. Тора – это не только наука о прошлом нашего народа, но и наука о его будущем.

* * * 

Вашему вниманию было предоставлено выступление раввина рускоязычной общины
Балтимора и Вашингтона Рабби В.Белинского, которое было произнесено
во время Новогодних праздников в отеле Pikesville Hilton в 2012 году.