Путь к Истоку
Конец 19-го – начало 20 века. Европа. Мир еврейства разрывается на части. Появляются новые движения, организации и группировки. Некоторые из них пытаются внушить евреям новые идеи, некоторые создаются для того, чтобы сохранить старые каноны. Сионисты, еврейские территориалисты, националисты, идишисты, ортодоксы ... Извне, они виделись как части одного большого еврейского мира, казалось, что их объединяла единая мечта, единая задача – сохранение еврейского народа. Однако для тех, кто находился внутри еврейских общин, они являлись течениями с диаметрально противоположными идеологиями, целями и образом жизни.
Сионисты ратовали за создание государства Израиль, при этом большинство из них полностью отвергало религию. И в этом вопросе они были очень близки с идишистами, которые тоже считали, что религия ни к чему, это пережиток прошлых веков. Но идишисты видели создание Израиля как угрозу древней культуре европейского еврейства в штэтелах (еврейские поселения) и поэтому пропагандировали жизнь евреев в диаспоре. Для них главным было сохранить еврейскую культуру, однако для этого не надо ехать в Израиль!. И это было основной причиной борьбы между этими направлениями.
Ортодоксальные евреи выступали за сохранение древней религии. За сохранение Торы. Имбыло важно донести вековую мудрость, законы и заветы до еврейского народа. Духовность, вера и соблюдение заповедей были для них вопросами первостепенной важности. Ортодоксальные евреи считали, что сионисты и идишисты пытаются увести людей от традиционного еврейства.
Каждая из этих организаций пыталась тянуть мировое еврейство в свою сторону.
Однако есть один очень интересный факт, о котором знают немногие даже хорошо образованные в еврейской истории люди. Дело в том, что, несмотря на разношерстность и диаметральную противоположность этих движений, за созданием большинства из них стоял один человек!
***
Вы знаете, кто был самым первым сионистом в мире? Молодой человек из Вены. Его звали Натан Бирнбаум. Как я могу с такой уверенностью утверждать, что он был самым первым сионистом в истории человечества? Очень просто – он был создателем термина «сионист».
Натан Бирнбаум родился в Вене в 1864 году в ортодоксальной еврейской семье. После окончания ешивы он поступил в Венский университет, по окончании которого получил три высших образования: по юриспруденции, философии и культурам Востока. После окончания ВУЗа работал журналистом в одной из крупных газет Австрии.
***
Но в еврейскую историю Бирнбаум вошёл как человек, неустанно ищущий путь для выживания еврейского народа.
Позже Бирнбаум напишет книгу «Раскаяние», в которой он раскроет причины, лежащие в основе «крутых поворотов» в его мировоззрении и деятельности. С ранней юности молодого Натана беспокоил вопрос сохранения нашей нации. Два страшных врага было у евреев: с одной стороны, ярый антисемитизм, с другой - покорная ассимиляция. В 1884 году, будучи еще студентом, Бирнбаум опубликовал свою первую книгу "Эпидемия ассимиляции", в которой молодой философ рассматривал разные пути самосохранения древней нации.
Несмотря на то, что Бирнбаум вырос в религиозной семье, он не видел в религии того, что могло бы спасти и объединить весь народ. Многие евреи покидали лоно иудаизма. Большое число молодежи разуверилось в том, что Тора может помочь евреям отстоять самих себя, - ешивы не учили воевать за свое равноправие и достоинство с оружием в руках.
***
Бирнбаум настаивал, что только одно решение может одновременно справиться с обеими проблемами - антисемитизмом и ассимиляцией – это создание еврейского государства. Евреи растворяются среди других народов потому, что живут среди них. Наличие своей страны уничтожит угрозу ассимиляции. И антисемитизму будет положен конец - у нас будет своя земля, своя армия, и с нами будут считаться как на политической, так и на военной арене.
Бирнбауму было 19 лет, когда он создал первую юношескую сионистскую организацию, которая называлась «Кадима» (понятно, она ничего не имела общего с современной Израильской партией под таким же названием).
Новая организация должна была объединить молодежь для того, чтобы поднять их на эмиграцию на Святую Землю для создания там еврейского государства. Благодаря активной работе Бирнбаума, деятельность Кадимы распространилась далеко за пределы Австрии, эта организация привлекла к себе молодежь всей Европы.
***
Через десять лет в 1897 г. Натан Бирнбаум стал вместе с Теодором Герцлем организатором Первого сионистского конгресса, который проводился в Швейцарии. На нем он был избран Главным Секретарем Всемирной Сионистской Организации.
Однако именно на этом конгрессе появились первые разногласия, которые заставили Бирнбаума задуматься: строим ли мы еврейское государство, или государство, где проживают евреи?
"Какая разница?"- спросите вы. Но разница была выражена очень ярко. «Мы собрались здесь, чтобы заложить краеугольный камень дома, который должен стать убежищем для евреев», - сказал Герцль.
Для него было важно только одно, чтобы евреи не были бездомными. Он настаивал на том, что для самосохраниения нам требуется страна, которую мы могли бы считать своей. Что это будет за страна, по каким законам она будет жить, на каком языке там будут говорить и даже где эта страна будет находиться - для Герцля было безразлично. Он не считал, что еврейское государство должно быть построено обязательно на Земле Обетованной. Он рассматривал предложения о покупке больших территорий в любой точке планеты – «лишь бы евреи могли обрести свой дом», - говорил он. По сегодняшним понятиям Герцль, как ни странно, даже не может быть назван сионистом. Он был еврейским территориалистом.
В то же самое время Натан Бирнбаум возглавил движение тех, кто настаивал на том, что новое государство необходимо создавать на нашей исторической родине. Это не должно быть просто «место для проживания евреев» - это должно быть еврейское государство! Для Бирнбаума Земля Израиля была ценна не только как территория, но и как идеологическая и духовная основа народа, общества и страны. Поэтому сегодня, рассматривая нашу историю в ретроспективе, мы с уверенностью можем сказать, что Натан Бирнбаум действительно был первым сионистом.
Позже в своей книге «Раскаяние» он напишет, что, в отличие от всех других наций, еврейский народ провел большую часть своей истории будучи рассеянным по всему миру. Поэтому сегодня, он не может ограничиться просто территорией совместного проживания. Создавать еврейскую страну просто как территорию для общего местонахождения евреев – значит принебрегать всем тем, что позволило выжить нам веками, игнорировать нашу историю. Поэтому наша страна должна быть не просто государством, где живут евреи, а еврейским государством.
***
Будучи человеком аналитического склада ума, Бирнбаум критически подходил к анализу каждого вопроса. И поэтому все найденные ответы он не считал окончательными.
Будет ли сам факт основания государства на территории Земли Израиля достаточен для того, чтобы эта страна могла называться действительно «еврейской», а не просто местом проживания людей еврейской национальности? Это был главный вопрос, который полностью завладел Биренбаумом. "Что сделает еврейскую страну еврейской?"
Еврейская культура, еврейский язык, еврейские традиции...словом, все то, что является символом еврейства для современного еврея. Еврейская поэзия и еврейский театр. Шолом Алейхем и цимес. Хава Нагила и куриный бульон. Скрипка и фаршированная рыба... И после долгих раздумий он приходит к выводу о том, что страна должна, нести в себе дух многовековой еврейской культуры и традиции. Для того, чтобы государство было еврейским, в нём необходимо сохранить еврейскую культуру.
Но где и в каком состоянии была эта культура? Начало двадцатого века – ассимиляция поглащает многих евреев, индустриализация затягивает их в большие города, разрушая «штэтелы», а модернизация всего мира начинает разбрасывать носителей этой древней культуры по всему земному шару.
Натан Бирнбаум стал прикладывать все свои силы для возрождения еврейской культуры среди европейского еврейства. Он путешествовал по еврейским поселениям и встречался с идишескими писателями и поэтами. Он собирал финансовые средства для еврейских театров и выставок еврейской живописи. В круг его тесного общения теперь входили Шолом Алейхем, Менделе Мойхер Сфорим и Естер Фрумкин. Он активно переписывался с Александром Гарькавым, который тогда уже эмигрировал в Америку. Он находился в тесном контакте с издателями идишеских газет, еврейскими артистами и певцами.
***
В 1908 г. Бирнбаум организовал Первую Идишескую Конференцию, которая была проведена в Черновцах. Цель, которую он преследовал, – не дать еврейской культуре умереть. «Ибо она, – как утверждал Бирнбаум в своем выступлении, - является основой нашего существования. Она несет в себе дух нашего народа. Она отражает нашу многовековую историю».
Шолом Алейхем должен был быть почетным гостем на этой конференции, но не смог: заболел туберкулезом. Писателю было очень больно смириться с мыслью о том, что он пропускает столь важное событие. Потом Шолом Алейхем вспоминал, что всю неделю, пока шла конференция, он был необычайно раздрожителен и нервозен. Переживания настолько ухудшили состояние его здоровья, что врачи начали серьезно волноваться за его жизнь. Шолом Алейхем писал, что единственным успокоением для него было то, что конференцию вел его дорогой друг Натан Бирнбаум, таланты которого были гарантией успеха мероприятия.
После конференции Бирнбаум продолжал разьезжать по еврейским общинам Европы, пропагандируя развитие идишеской культуры.
***
Казалось бы, ответ найден. Но Бирнбаума не покидало ощущение необъяснимой пустоты в идеологии, пропагандируемой им. Культура, которую он пытался возродить, страдала от нехватки основы. В еврействе, о котором он писал, отсутствовало ощущение осмысленности. Молодежь, которую он пытался заразить любовью к идишеской культуре, задавала ему вопросы «почему?», на которые он не мог ответить. А самое главное, что сама идишеская культура не отвечала на вопрос, «почему мы должны к ней примкнуть?».
Тогда Бирнбаум понял, что не еврейское государство и не еврейская культура сохранят еврейский народ. Единственное, что может его спасти, единственное, что может дать евреям силы для самосохранения – это еврейская религия. Это иудаизм. Это Тора. В книге «Раскаяние» Биренбаум писал, что любой, кто начинает серьезно заниматься темой еврейской традиции и вдумываться в ее смысл, наталкивается на один и тот же вопрос: а какова основа всего этого? На чем это все стоит? И убеждается в том, что все пути ведут к иудаизму, к Торе и ее заповедям.
Можно смотреть на еврейскую религию, как на то, что когда-то дало толчок еврейской традиции, а потом, «отслужив свое», может быть забытым. В таком случае, еврейская традиция живет своей жизнью, изменяясь под влиянием окружающего мира. Если это так, то еврейская культура, оттолкнувшись от иудаизма, прожила долгую и счастливую жизнь, подарив много радости ее носителям и... свое отжила. Следуя теории «природной борьбы за выживание» и «естественного отбора», время еврейской традиции подошло к концу.
Если мы хотим, чтобы еврейская культура жила сегодня, ей необходимо иметь основу, на которую она может опираться сегодня, а не только в далекой давней истории. Если мы хотим, чтобы еврейская традиция переборола ассимиляцию, ей необходимо иметь устойчивый фундамент не только в прошлом, но и в настоящем.
Поэтому Бирнбаум возвращается к иудаизму, как к единственному, что может послужить основой для выживания нашего народа. Все еврейское – поэзия, язык, земля, традиции, история, культура – все без исключения сводится назад к Торе и ее заповедям. Бирнбаум утверждал, что без еврейской религии ни одна часть еврейской жизни не имеет смысла.
В своих дебатах с друзьями Биренбаум утверждал:
«Человека определяет его вера, а не его культура.
Культура диктует, как человек живет, но религия - то, почему и ради чего он живет.
Культура указывает на то, как человек поступает, а религия - на то, почему он так поступает.
Культура должна постоянно поддерживаться ее носителями, а религия поддерживает тех, кто ее исповедует.
Поэтому еврейская культура без религии, лежащей в ее основе, – бессмысленна.»
Как ни странно, теперь Бирнбаум начал свой путь возвращения к иудаизму. Он стал изменять свою собственную жизнь, начал соблюдать законы Торы. И на этом новом поприще он не остался в тени. Его мысли и идеи о религии интересовали многих. Те, кто знали его как лидера прежде созданных им течений, были безусловно удивлены новым поворотом в его мировоззрении. Для ортодоксов он был предвестником новой эпохи массового возвращения евреев в иудаизм.
В начале 20 века ярко выразилась тенденция глобализации мировых связей. Появляются различные общеевропейские, всемирные организации и течения. Необходимость объединения возникла и у ортодоксальных евреев. У них всегда были синагоги с хорошо налаженной системой общественной жизни на локальном уровне, но органов, объединяющих эти общины, никогда не было. Для этой цели в 1912 году в Европе была создана организация «Агудат Исраэл», официально представляющая интересы ортодоксальных евреев уже на мировом уровне.
В то же время стали появляться, так называемые, «полуортодоксальные» или «не совсем ортодоксальные» группировки. Безусловно, они вносили свои коррективы в вопросы еврейской жизни, и «Агудат Исраэл» должна была отстаивать позиции традиционных приверженцев Торы и ее духа.
Кто же был избран первым генеральным секретарем «Агудат Исраэл»? Он самый – Натан Бирнбаум.
Таким образом, после долгих блужданий по мировой карте идеологий и мировоззрений, он вернулся к исходной точке – иудаизму. И история очень убедительно доказала правоту Натана Бирнбаума.
***
Когда-то молодые евреи покидали ешивы и уходили в идишеские клубы, кружки и театры, потому что не верили, что будущее еврейства лежит в Торе. Они видели будущее нашего народа в идишеской культуре.
Давайте теперь посмотрим на современный еврейский мир. Кто сегодня говорит на идиш? Хасиды (которых часто называют «ультраортодоксами») – единственные носители этого языка. Хасидские ешивы – единственные учебные заведения, где сегодня преподают на идиш. Не преподают идиш как язык, а преподают на идиш.
А те, кто покинули эти ешивы и ушли в «идишисты» как в «более современную» форму еврейства, где они сегодня? Мы видим, что они потеряли и Тору, и идишескую культуру. И это потому, что их «идишизм» не имел под собой устойчивой основы. Те же, для кого идиш был частью еврейской жизни, основанной на Торе, сумели сохранить и Тору и идиш.
***
То же самое мы видим в истории сионизма. Когда-то молодые ребята и девушки уходили от религии и становились сионистами, потому что верили, что государство Израиль, а не Тора, будет гарантией того, что евреи будут оставаться евреями.
Сегодня идеи сионизма живут в основном в религиозной среде. Самые убеждённые сионисты сегодня находятся среди ортодоксальных евреев. Те люди, которые покинули еврейскую религию для того, чтобы «обратиться» в сионизм, в конце концов потеряли и иудаизм, и сионизм. Только те, кто остались верными Торе и ее закону, сумели сохранить в себе приверженность к нашей исторической родине. Безусловно, далеко не все ортодоксальные евреи могут назвать себя сионистами. Но только те люди, чья любовь к Земле Израиля была неразрывно связана с еврейской религией, сумели создать устойчивую основу для этой любви.
Первоначальный вопрос Бирнбаума «является ли Израиль еврейским государством или просто государством, где проживают евреи?» до сих пор не нашёл ответа в современном Израиле. Он постоянно становится камнем преткновения во всех дебатах, касающихся жизни страны. Для тех, кто считает, что Израиль должен быть еврейским государством, остается открытым вопрос о том, что же это значит на самом деле?
***
Сегодня мы видим небывалый подъем ортодоксального еврейства. Все больше и больше евреев во всем мире начинают изучать Тору и жить по ее законам. Этот феномен беспрецедентен в нашей многовековой истории. Почему же происходит это массовое возвращение к еврейству?
Очевидно потому, что все эти люди идут по тому же пути, что и Натан Бирнбаум. Жизнь Бирнбаума и траектория изветвлений его мировоззрения оказались отражением жизней десятков тысяч людей, которые позже, независимо от него, прошли по протоптанной им тропе.
Конечно, далеко не все люди задумываются над вопросами, которые волновали Бирнбаума. Не у всех есть время и силы для философских дискуссий и размышлений. Далеко не все, сталкиваясь с этими дилеммами, испытывают сильную обеспокоенность и начинают искать правильный ответ. Но те, кто действительно стремятся его узнать, как правило, оказываются на пути, по которому прошёл Натан Бирнбаум - человек, который посвятил всю свою жизнь проблемам самосохранения древнейшего в мире народа.
Прочитанное Вами выступление Рабби Белинского было сделано во время специальной пятничной службы в синагоге, 6 февраля.