Передаем ли мы свои ошибки нашим детям?
Вашему вниманию предоставляется выступление Рабби В. Белинского,
которое было произнесено во время Новогодних праздников в прошлом году.
* * *
Саймон Визенталь родился на территории Австро-Венгрии. В конце тридцатых годов переехал во Львов и в результате подписания пакта Молотова-Риббентропа вдруг оказался на территории СССР. Война застала его на Западной Украине. В 1941 г. после занятия Львова нацистами Визенталь и его жена оказались в львовском гетто, откуда им удалось бежать. Однако в июне 1944 Визенталь был пойман и отправлен в концентрационный лагерь Маутхаузен, откуда был освобождён американскими войсками 5 мая 1945 г.
После окончания Второй мировой войны Визенталь посвятил все свои силы поиску нацистских преступников, скрывающихся от наказания. Он лично и созданная им организация «Центр еврейской документации» принимали участие в розыске и поимке целого ряда крупных фигур нацистской карательной системы. В процессе работы Визенталь тесно был связан с Моссадом. С помощью Визенталя в 1960 году был пойман Адольф Эйхман — начальник отдела IV-B-4, отвечавшего за «окончательное решение еврейского вопроса». Нацистского преступника, найденного в Буэнос-Айресе, Моссад тайно вывез в Израиль, где его судили и казнили.
Сразу после войны с известным «охотником за нацистами» произошла история, которая заставила его по-другому взглянуть на мир.
Это был Йом Кипур 1945 года. Первый Йом Кипур после окончания войны. Раввин Гершел Шехтер проводил молитву в лагере для беженцев, в котором были помещены многие освобожденные из концентрационных лагерей. Был там и Саймон Визенталь.
Саймон Визенталь отказался молиться. Причиной его отказа явился пережитый им в лагере случай, который заставил его отвернуться от религии, веры в Б-га и тех, кто ее исповедует. Не сдерживая слез, Визенталь рассказал раввину о том, чему он был свидетелем.
Даже в самых ужасных условиях гитлеровских лагерей заключенные, а большинство из них были выходцами из традиционных еврейских семей, вели подсчет дням по еврейскому календарю для того, чтобы знать, когда наступают основные даты иудаизма. И вот настал Йом Кипур. По лагерю прошел слух, что одному из заключенных удалось тайком пронести с собой молитвенник. У евреев, изможденных тяжелейшей работой и голодом, униженных и бесправных, каждую минуту находящихся на грани между жизнью и смертью, - впервые появилась возможность помолиться в самый святой день еврейского календаря. Они выстроились в очередь, чтобы провести несколько минут, читая слова своего обращения к Б-гу.
«Сколько мужества требовалось обладателю молитвенника для того, чтобы пронести и прятать эту книгу!»- думал Саймон Визенталь. Его восхищала смелость этого человека.
Однако потом он заметил что-то еще... он увидел, что обладатель святой книги не просто выдавал евреям молитвенник. Он брал за это плату... да еще какую! Он требовал, чтобы люди отдавали ему четверть своего дневного пайка за право помолиться.
«Это чудовищно! - возмущался Саймон Визенталь.- Использовать веру в Б-га как орудие, чтобы отобрать у голодающего человека часть его скудного пайка!»
«После этого случая, - заключил свой рассказ Визенталь, - я не могу принимать участие ни в каких молитвах».
Выслушав эту историю, раввин Гершел Шехтер задал Визенталю вопрос:
«Почему ты обращаешь все свое внимание на того еврея, который продавал право молиться за кусок хлеба, и не обращаешь никакого внимания на всех тех, кто был готов отдать четверть своего пайка за то, чтобы взять в руки молитвенник? Не вдохновляет ли тебя их геройство? Перед тобой один человек, совершивший нечто непристойное, и сколько тех, чьим поведением можно только восхищаться!
Саймон Визенталь был вынужден признать силу доводов раввина.
* * *
Хасидизм объясняет, что трудности, которые мы встречаем на своем жизненном пути, – это тесты, испытания, посылаемые нам Всевышним. Каждый раз, когда мы выдерживаем испытание, мы преображаем мир вокруг нас.
Если же мы не выдерживаем испытания, то тот тест, который мы «провалили», передается тем, кто был затронут нашими действиями. Теперь они, как эстафету, получили от нас свое испытание. Теперь они, в свою очередь, имеют выбор: выдержать испытание, которое было передано им, или нет. Если они «сдадут этот экзамен», то тем самым смогут исправить то негативное, что было принесено в этот мир теми, кто передал им этот тест. Но если они его не пройдут, то передадут это испытание другим людям.
Саймон Визенталь видел, что еврей, имевший молитвенник, не выдержал свое испытание: вместо того, чтобы просто давать его людям, продавал это право за хлеб. Но из-за этого десятки евреев, которые хотели пользоваться молитвенником в Йом Кипур, получили своё великое испытание. Ведь для того чтобы пообщаться с Б-гом в этот Святой день, им нужно было отдать часть своего и без того скудного пайка. Это было очень несправедливо. Но сколько евреев выдержали это испытание!
То, что эти люди сделали, безусловно перевешивает совершенное тем евреем, который продавал им право молиться.
* * *
Перед молитвой Изкор мы задумываемся о наших родителях. Слава Б-гу, многие из нас имеют только теплые воспоминания о них. Но, к сожалению, не все.
Незадолго перед Йом Кипуром ко мне подошла женщина и рассказала свою жизненную историю. Она практически не помнит своего отца в детстве: он ушёл из семьи, когда девочка была очень маленькой. Позже он снова появился в ее жизни, но и на этот раз его присутствие не обернулось ничем хорошим. С его приходом жизнь этой женщины только осложнилась.
«Должна ли я читать Изкор за такого отца,- спросила она? - Как мне вообще относиться к нему? Могу ли я считать его своим отцом? Стоит ли вообще вспоминать о нём?»
* * *
Слава Б-гу, большинство из нас имеют родителей, которые нас вырастили, и мы им за это очень благодарны. Но сколько людей сегодня задумываются об ошибках, которые совершили их мамы и папы воспитывая их. И как эти ошибки пагубно влияют на их жизни сегодня, много десятилетий спустя.
Слава Б-гу, если у вас сохранились только хорошие воспоминания о ваших родителях. Но среди нас есть и те, у кого эти воспоминания довольно смешанные.
Сегодня я хотел бы обратиться к таким людям.
* * *
Психологи говорят, что в Америке произошло большое изменение между тем, как относились дети к своим родителям в прошлом поколении и в этом. И соответственно работа психологов изменилась тоже.
Всего несколько десятилетий назад, когда психолог спрашивал у своего пациента, как он относится к своим отцу и матери, ответ был один: я их обожаю и не могу себе представить лучших родителей. «Мой отец для меня - символ силы и мужества, пример для подражания. Он обеспечил мне счастливое детство, дал образование. Моя мать меня вскормила, вырастила. Я всегда буду благодарен ей за её доброту, заботу, ласку, нежность!»
Но чем больше психолог задает вопросов, тем больше в ответах проявляются негативные стороны: вспоминаются обиды, недопонимание, которые, порой, вызывают полное отторжение детей от родителей. И, в конечном итоге, всё то, что было сказано в начале беседы, перечёркивается.
Сегодня, когда психолог спрашивает пациента о родителях, то часто слышит, что они его неправильно вырастили, все, что они делали, было неверно. У него с родителями никогда не было взаимопонимания. Они плохие люди, и из-за них у него теперь испорчена вся жизнь.
Но после того, как психолог начинает задавать ему больше вопросов, касающихся его воспитания, образования, отношений в семье, - пациент неожиданно для себя приходит к выводу, что любит своих родителей...
* * *
Мы хорошо понимаем, что так же как нет идеальных людей, скорее всего, не бывает и идеальных родителей. В процессе воспитания своих детей мы не раз замечали, что делаем ошибки, что наша реакция на те или иные их поступки или просьбы не всегда правильная. Безусловно, мы очень стараемся быть хорошими родителями, иногда это получается, а иногда – нет.
* * *
Если мы осуждаем недостатки наших родителей и ошибки, допущенные ими при нашем воспитании, то у нас есть возможность переосмыслить это, принимая во внимание то, что Тора говорит об ошибках каждого человека.
Если даже наши родители поступили неправильно – это было их испытание, которого они не выдержали, и в результате этого сделали ошибку по отношению к нам.
Как вы помните, каждый человек, который не выдерживает испытание, передает этот тест тому, на кого его проступок влияет. Теперь на нашу долю выпадает испытание, которое не выдержали наши родители.
Мы можем вести себя в соответствии с тем, на что нас подталкивают ошибки наших родителей. Мы можем совершать неблаговидные поступки, зная изначально, что это плохо, но мы их все равно будем делать. И у нас есть на это совершенно понятное объяснение – ведь мы так себя ведем, потому что мы были так выращены, так воспитаны нашими родителями.
В этом случае мы, унаследовав испытание от наших отцов и матерей, его не выдержим. Так же как они провалили этот экзамен, мы провалим его тоже, идя по их стопам. А потом передадим это испытание другим людям, а может, даже нашим собственным детям. И, передавая его нашим потомкам, будем надеяться на то, что они пройдут этот тест и им удастся исправить то, что не смогли изменить мы.
Но если мы выдержим этот «экзамен», если в трудных ситуациях сможем сделать правильный выбор, - вот тогда мы не только пройдём испытание, но и сумеем исправить те ошибки, которые совершили наши родители.
* * *
То же самое относится к нашей жизни в целом. Каждый раз, когда кто-то рядом с нами совершает проступок, то он не проходит тест, который ему дала жизнь. Когда этот проступок негативно влияет на нас, то это испытание переходит к нам, и теперь исправление происходящего зависит уже от нас. Пройдем ли мы этот экзамен или нет? Если да, то тем самым положим ему конец и вырвемся из этого заколдованного круга, если нет, - передадим это испытание другим, и оно будет переходить от человека к человеку, пока кто-нибудь не исправит ошибки всех тех, кто был перед ним.
* * *
Я хочу снова вернуться к той ситуации, в которой оказался Саймон Визенталь. Не муки и унижения, которые ему пришлось испытать в фашистском концлагере, а недостойные поступки самих евреев, заставили его отвернуться от еврейской традиции.
И он был далеко не один. Сколько евреев война оторвала от веры в иудаизм.
В начале 20-го века подавляющее большинство евреев Европы было соблюдающими евреями. Простой еврей, живущий в те годы, не представлял свою жизнь без Шаббоса и без синагоги, не знал вкуса некошерной еды. Что же произошло? Половина Европы оказалась под контролем Власти Советов, которая поставила своей целью истребление религии в целом и иудаизма – в первую очередь. А вторая половина Европы была завоевана Гитлером.
Нет необходимости даже упоминать о том, что нацисты провалили экзамен на звание человека. По их вине погибло более 6 миллионов человек. То же самое произошло и в СССР. Сколько миллионов людей было репрессировано. Сколько погибло в Гулаге. Еврейский вопрос стоял особняком в кровавой политике Сталина. И только смерть тирана спасла евреев Советского Союза от депортации.
В решении еврейского вопроса цели Гитлера и Сталина были идентичны: уничтожение евреев, еврейской религии, еврейской культуры, еврейской истории.
И теперь из-за чудовищного греха, совершенного этими извергами, громадные испытания должно выдержать поколение, живущее после Холокоста и Гулага.
И если мы – потомки жертв гитлеровского фашизма и сталинского террора, будем жить под влиянием того, чего добивались Гитлер и Сталин, (а у нас для этого найдётся миллион оправданий), то наше поколение также не пройдёт испытание.
Если мы отказываемся от своего еврейства, от своей традиции, от религии, которую исповедовали наши предки, до катастров, обрушившихся на людей из-за Гитлера и Сталина, то мы действуем под влиянием теста, данного нам по вине этих тиранов. Если мы не живем как евреи, то мы проваливаем этот экзамен и передаем его своим детям, надеясь на то, что они исправят наши ошибки.
Если же мы сами делаем шаги в сторону еврейства, то мы выдерживаем этот тест.
И на самом деле мы видим, что наш народ проходит этот экзамен! Сотни тысяч евреев сегодня приходят в синагоги, несмотря на то, что их родители, выросшие в эпоху ужасных тиранов, этого не делали. Сотни тысяч евреев по всему миру возвращаются к религии, которую у них столь рьяно пытались отнять!
Каждый раз, когда еврей надевает тфилин, зажигает субботние свечи или приходит в синагогу – он говорит Гитлеру и Сталину: «Вы нам дали тяжелейщий тест, и мы его выдержали! Вы нас не победили!»
* * *
Вашему вниманию было предоставлено выступление раввина рускоязычной общины
Балтимора и Вашингтона Рабби В.Белинского, которое было произнесено
во время Новогодних праздников в отеле Pikesville Hilton в 2012 году.
В этом году высупления Рабби Белинского можно будет услышать во время праздников:
Рош Ашана - 5 сентября 2013, и Йом Кипур - 13 и 14 сентября 2013.
Предварительная регистрация обязательна: www.ArielOnline.com/Services.