Еврей - вопреки самому себе!

Из выступлений раввина нашей общины Рабби Белинского

17 сентября 1926 г. в Париже родился мальчик Арон. Его родители были несоблюдающими евреями, приехавшими недавно во Францию из Польского города Бензин.

В 1940 г., когда нацисты захватили Францию, его родители ушли в подполье, но, зная, что это опасно, отдали своего сына соседям неевреям. Те, рискуя своей жизнью, согласились укрыть у себя еврейского мальчика. Однако родители Арона скоро были выданы немцам. Узнав об этом, люди, прятавшие Арона у себя дома, поняли, что теперь они будут его папой и мамой... и обратили его в свою веру. Арону было тогда 14 лет.

Ему  было дано новое имя Жан-Мари, и он пошёл в католическую школу. Мальчик очень преуспевал в своей учебе, в 1954 году с блеском окончил духовную семинарию и стал католическим священником. Успех сопутствовал  ему. Он был замечен Римским Папой Джоном Полом 2-ым... и в 1981-ом году был назначен архибишопом (архиепископ) Франции, а в 1983 году стал кардиналом.

Если у католической церкви Арон Ластингер пользовался большим авторитетом, то с еврейским миром всё было гораздо сложнее. Относились к нему двояко: с одной стороны, он был «выкрестом», т.е. человеком, отступившим от своей веры, иными словами, предателем своего народа. С другой стороны, люди понимали, что несправедливо ставить в вину человеку то, что было совершено им в детском возрасте и по указанию взрослых. Даже у отца, чудом выжившим в концлагере, было очень сложное отношение к сыну. Безусловно, он был счастлив, когда узнал, что Арон жив, но до конца своих дней не смог примириться с тем, что его сын принял христианство.

5 августа 2007 года Арон Ластингер умер. При всем при том, что у него была необычная жизнь, его смерть (а точнее похороны) была еще необычнее...

Арон Ластингер завещал, чтобы на его памятнике было написано, что он родился евреем и остается евреем, несмотря на то, что принял другую веру.

Он потребовал, чтобы на его похоронах был произнесен Кадиш – еврейская поминальная молитва.

Но по закону Торы евреям запрещено заходить в здание церкви, а тем более принимать участие в церковной службе, поэтому Ластингер не мог найти раввина, который бы пришёл прочесть поминальную молитву. Его двоюродному брату пришлось выполнить эту миссию. Представьте себе: в католическом соборе на похоронах кардинала звучит Кадиш!

Арон Ластингер также завещал, чтобы его гроб был засыпан землёй, привезённой из Израиля.

***
Потрясающая вещь: человек ушел от еврейской веры. Он не только не придерживался еврейства, но  жил по канонам,  в корне противоречащим иудаизму. И в иерархии другой религии он добился небывалых высот.

Зачем ему теперь это еврейство? Он не жил как еврей, но хочет умереть как еврей.

Мы живем в мире, где все должно строиться согласно строгим законам логики. Подобный  же поступок еврея-выкреста не поддаётся никакому логическому объяснению. Что же тогда сподвинуло католического кардинала завещать похоронить себя по еврейскому обычаю и считать его евреем?!

Толкнула его на этот шаг еврейская душа, которая есть в каждом еврее. Хотим мы того или нет, но внутри каждого из нас живёт такой маленький-маленький еврейчик.

Первый Любавический Ребе, живший в местечке Ляды в Белоруссии в конце 18-го века, отметил это в своей книге «Танья». Он писал о том, что в каждом еврее есть то, что называется на идиш «Пинтеле Йид» - еврейская искорка, которая заставляет каждого из нас оставаться евреем и поддерживать связь со своим еврейством хоть на каком-то уровне.

Он писал, что человек, исповедующий определённую религию, как правило, остаётся её приверженцем до конца жизни.  Практически невозможно заставить мусульманина или буддиста принять другую веру. Такие примеры можно найти и в еврейской истории. Но, кроме этого, в еврейской среде есть один феномен, параллель которому невозможно найти ни в одной другой вере: еврей, потерявший всякую связь со своей традицией, – все равно хочет остаться евреем. Еврей, навсегда расставшийся с религией своих предков и добившийся небывалых высот в мире, который противоречит всему еврейскому, – все равно хочет остаться евреем, хотя бы после смерти.

И кардинал Ластингер является таким примером.
Это – вот тот самый «маленький еврейчик», который сидит внутри каждого еврея – Пинтеле Йид – еврейская душа. На протяжении многих лет нашей жизни она, к сожалению, спит и  просыпается только по особым случаям.

***
У одних этот «маленький еврейчик» просыпается каждый год в Рош Ашана и Йом Кипур и заставляет их идти в синагогу.

У других он просыпается только тогда, когда, не дай Б-г, происходит что- то плохое. Вот тогда все тут же бегут в синагогу. Я всегда говорю: «Нет атеиста в падающем самолете». А у некоторых он просыпается только к самому концу жизни.

В похоронном доме один из работников, встречая меня, постоянно шутит: «Раббай, у вас хорошая работа – если человек не обращался к Вам  в течение всей своей жизни, то обязательно будет нуждаться в Вашей услуге по ее окончанию.»

Мне приходит в голову один анекдот из серии мрачного юмора. Захоронение в земле – это одна из самых больших заповедей в Торе. Поэтому мы не кремируем и не хороним в надземных склепах. Вы знаете почему, когда еврей умирает, его нужно похоронить в земле? Потому что глубоко-глубоко мы все хорошие евреи.

Что-ж, древняя мудрость гласит, что намного проще умирать за идею, чем жить за нее. То же самое относится к еврейству. Умереть как евреи придётся каждому из нас, а вот жить как евреи – нужно уметь!

***
У меня есть к вам вопрос: «загробная жизнь» - еврейское поняте? Многие скажут, что нет. Нам оно кажется христианским. Однако, на самом деле, все концепции жизни души после смерти, Рая и Ада, Небесного Суда пришли в христианство и в другие религии от нас, евреев. Несмотря на то, что нам это понятие известно через христианскую культуру, на самом деле, они, христиане, заимствовали его у нас. Почему же тогда многие даже не знают, что Тора говорит об этом? Потому, что в Торе об этом говорится, но этому уделяется очень мало внимания.

Все эти вопросы обсуждаются в еврейской религии. Однако иудаизм никогда не делает на них особый акцент. Иудаизм – это религия жизни, а не смерти! 

Другие религии, наоборот, постоянно напоминают верующим о загробной жизни, о вознаграждении человека после смерти. В некоторых вероисповеданиях люди даже готовы себя взрывать ради того, чтобы в том мире получить 72 девственницы. Иудаизм всегда говорит о жизни здесь, в этом мире. Иудаизм – это религия жизни!

Посмотрите на христианские похороны: красивые, с музыкой, с длинными процессиями, с цветами, с застольями. А у евреев - скромные, скорые  и никаких пышных проводов. Поэтому, поверьте мне, не стоит быть евреем только для того, чтобы после смерти иметь еврейские похороны! Евреем надо быть только ради того, чтобы жить евреем!

***
На Йом Кипур все евреи приходят в синагогу – мы очень рады их видеть. Однако, как это не звучит странно, я считаю Йом Кипур большой проблемой.
Когда евреи приходят в синагогу? На Йом Кипур – день поста – самый серьезный и, можно даже сказать, угрюмый день календаря. Когда еще? Если нам необходимо сказать Кадиш – поминальную молитву за близкого. Когда еще? Изкор – тоже поминальная молитва. Когда мы чаще всего встречаем раввина? На похоронах.

Для всех этих людей  иудаизм – религия траура, печали. Для многих современных евреев иудаизм – это религия смерти! Они сталкиваются с еврейством только в связи с самыми печальными событиями. Такой иудаизм – большая обуза.

Поверьте мне, что если бы ваши деды и бабушки знали бы свою религию только с такой стороны, то вы бы уже никогда не были бы евреями. Почему? Да потому что они не стали бы  передавать ее вам – пожалели бы своих детей, защитили бы их от такой мрачной религии.

***
Самые большие враги евреев пытались изобразить иудаизм как религию смерти. Какой формы были Скрижали, которые Моисей принес с горы Синай? Весь мир думает, что у них был полукруглый верх. Это не так. Тора говорит нам, что каждая из них представляла из себя строгий куб. Почему же все думают, что они были полукруглые сверху?

Рембрандт, известный своей нелюбовью к евреям, специально изобразил на своем полотне Моисея со Скрижалями такой формы. Дело в том, что в те годы каноном при изготовлении надгробий был камень с полукруглым верхом. Тем самым художник хотел подчеркнуть, что иудаизм умер. 

Известно, что Моисей спустился с горы Синай, держа в руках две скрижали Завета. Два каменных куба. Вы знаете, какой они были величины? Каждая сторона этого куба была полтора фута в длину. Скрижали были сделаны из драгоценного камня сапфира. Вы когда-нибудь пытались подсчитать, сколько эти скрижали весили? Примерно 400 килограмм (1000 фунтов) каждая. Моисей один нес с горы Синай два громадных камня общим весом почти в тонну. Как это можно себе представить?

Больше того, вы знаете, сколько скрижалей евреи носили с собой по пустыне в течение 40 лет? Четыре – две пары. Ковчег Завета, который они несли с собой, имел вторые скрижали и осколки первых. Если подсчитать вес Ковчега по параметрам, изложенным в Торе, то он  должен был бы равняться где-то 150 - 200 килограммам. Вдобавок  ко всем своим личным пожиткам евреи несли на своих руках по пустыне в течение сорока лет груз весом почти в две тонны. Самое интересное то, что, согласно Торе, всего четыре человека несли Ковчег на своих руках.

Как это можно себе представить практически? Многие говорят: «О, это и есть одно из доказательств того, что Тора – это миф, придуманный людьми!» Нелепый аргумент! Это является доказательством обратного. Если даже Тора и написана людьми, то, я уверен, вы согласитесь, она не была написана глупыми людьми. Какой разумный человек сочинял бы историю, заведомо зная, что в неё тяжело поверить? Наоборот, он бы пытался сделать все подробности как можно более правдоподобными.

Так как же это было возможно, что евреи на руках несли такой большой вес?

***
Наши мудрецы говорят, что когда евреи несли Ковчег с Торой, только казалось. что они его держат на своих руках. На самом деле это ковчег нес их. Скрижали не только не были грузом, а наоборот, помогали тем, кто их держал на себе. Они сами поддерживали этих людей.

То же самое касается Моисея. Вы знаете, почему он вдруг разбил первые скрижали, когда увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу? Все думают, что он это сделал от досады и гнева. Но на самом деле все было не так. Спускаясь с горы Синай, он не чувствовал тяжести своей ноши, так как эти камни поддерживали его.Однако когда евреи начали поклоняться золотому тельцу, то Б-жественность покинула весь народ, включая Моисея, и он начал чувствовать вес Скрижалей Завета. Понятно, что удержать их одному человеку было невозможно, и  Моисей уронил свою ношу.

То, как евреи несли скрижали завета, есть иллюстрация общего принципа, по которому еврейский народ жил в течение всей нашей истории. Еврейство кажется большой обузой – тажелой глыбой, которую даже не поднять. Однако если человек начинает ее нести, то оказывается, что оно не только не является обузой, а, наоборот, поддерживает тех, кто его несет.

Это может быть поначалу очень тяжело. Это может выглядеть как неподъемная ноша. Отпрашиваться с работы на еврейские праздники. Закрывать свой бизнес в Шаббос. Ходить в синагогу. Давать пожертвования. Ведь всё строится на простейшем законе математики: если я буду работать на один день меньше, у меня будет меньше денег. Если я отдам сто долларов на пожертвование, у меня будет на сто долларов меньше.

Представьте себе евреев, которым сказано, что они должны нести Ковчег весом более двух тонн. Я думаю, что если бы с таким предложением обратились бы к нам, то большинство ответило бы: « Вы что, ребята, даже и пытаться нечего: вес неподъёмный.»

Однако те евреи попытались. И, благодаря им, сегодня мы имеем Тору.

И когда мы взваливаем на себя этот «груз», то постепенно начинаем ощущать, что он не столь уж и тяжек. Больше того, мы замечаем, как наша жизнь, благодаря ему, преобразовывается. И неожиданно для самих себя мы  приходим к выводу, что эта «обуза» еще и поддерживает нас!

***
Потрясающая вещь! Посмотрите на хасидов. Меня постоянно спрашивают: «А кто такие хасиды?», «Чем они отличаются?». Даже те, кто не имеет точного представления о том, кто такие хасиды, знают, что это какие-то очень-очень религиозные люди. Их даже называют загадочным и никому непонятным словом «ульраортодоксы».

Однако при всем при этом любой человек, соприкоснувшийся с хасидами, знает, что это самые веселые и жизнерадостные евреи. Хасидские песни  и танцы известны  не только в еврейском мире, но и за его пределами. Недавно некоторым членам нашей общины удалось побывать на настоящей хасидской свадьбе. Делясь впечатлениями с друзьями и знакомыми, они говорили, что никогда в своей жизни не были на более весёлом торжестве.

Так почему же хасиды такие веселые? Если они «очень религиозные» и «ультраорто-доксальны», то должны быть настолько обременены своим еврейством, что им уже должно быть и не до радости! Если они несут на себе такой груз заповедей, почему они бодры, полны сил и энергии ?

Ответ прост: те заповеди, которые они выполняют столь скрупулезно, кажущиеся нам обузой, на самом деле и являются источником их радости! Этот Ковчег Завета – иудаизм – не только не отягощает их жизнь, а наоборот, поддерживает и дает повод для радости!

***
Дорогие друзья! На первый взгляд Скрижали Завета могут казаться неподъемной глыбой. Иудаизм издали часто может казаться большой обузой.

Я могу понять почему. Если кто-то приходит в синагогу только в Йом Кипур и для того, чтобы сказать Поминальные молитвы. Если вы встречаете раввинов только на похоронах, то иудаизм Вам будет казаться традицией печали и траура.

Если единственный контакт с иудаизмом у вас осуществляется через похоронный дом, то  радостных ассоциаций, связанных с еврейской религией, у вас не возникнет!

На примере Арона (или как он себя называл  Жан-Мари) Ластингера мы видим, даже те евреи, которые уходят от еврейства и (не дай Б-г!) переходят в другие религии, все равно остаются евреями. И все равно хотят умереть как евреи.

Вопрос только в том, будет ли это еврейство для нас обузой или, наоборот, поддержкой в жизни.

Мы видим на примере Арона Ластингера, что для него это был тяжкий, неподъёмный груз. В течение всей своей жизни он не мог совместить религию, которую принял в 14 лет, с практикованием еврейской традиции. Его мироощущение, самосознание и практическая деятельность находились в постоянном противостоянии друг другу. Что же, после окончания своей жизни, он нашел способ это совместить: за него должны читаться еврейские молитвы и его могила должна быть засыпана израильской землёй. Всё просто.

Если в течение всей нашей жизни мы отнекиваемся от еврейства – оно остается для нас обузой до самой нашей смерти. Если же мы живем как евреи, то видим, что религия только помогает нам  преодолеть трудности жизненного пути.

***
Я призываю каждого из вас попытаться поднять Ковчег Завета, содержащий Скрижали. Я уверен, вы почувствуете, что это не неподъемная глыба. Вы поймёте, что он – этот ковчег – вместо того, чтобы усложнять вашу жизнь, будет наоборот помогать и нести вместе с вами все заботы и тяготы жизни.

То, что кажется очень тяжелым и неподъёмным, станет не только легким, но и тем, что поддерживает вас.

Кажется, что отпроситься с работы на субботу или на праздник невозможно. Если у вас свой бизнес, то это вообще даже невообразимо! Однако вы знаете, что уже многие в нашей общине это делают!

Приходить на классы и изучать Тору – времени нет! А вы знаете, что те, кто к нам приходят, совершенно об этом не сожалеют. Они говорят, что если по какой-либо причине им пришлось пропустить хотя бы одно занятие, то у них появляется чувство невосполнимости, потери чего-то очень важного.

Приходить на Пятничную молитву «Встречу Субботы» - тяжело! А те, кто это уже делают, вам скажут, что им уже тяжело НЕ приходить!

Я хочу пригласить вас на все программы нашего центра – не только на Рош Ашану и Йом Кипур. Но и на Хануку, Пейсах, Пурим. На наши занятия и наши встречи Субботы.