Между прошлым и будущим

Из выступлений Рабби В. Белинского

В 1996 году вся Америка с волнением следила за президентской предвыборной кампанией.  Боб Доул был кандидатом от республиканской партии и Бил Клинтон – от демократической.

В самом начале борьбы побеждал Боб Доул. Многие видели в нем опытного и умудренного жизнью человека. Он был самым старым кандидатом в президенты в истории Америки. И 47-летнему Билу Клинтону было тяжело конкурировать с человеком, со столь многолетним политическим опытом.

Поворотной точкой в президентской схватке было выступление Доула, названное «Мосты к нашему прошлому». Основной акцент в его речи был сделан на идеологические ценности и принципы, на которых строилась эта страна. Он говорил о ее традициях и величии американской истории. Доул обещал возродить то, к чему стремились основатели этой державы. «Мы строим мосты к нашему прошлому», - говорил он.

Бил Клинтон отреагировал на это выступление мгновенно. Через несколько часов он уже был у микрофона: «Мой оппонент пытается построить мост к прошлому. Я строю мост к будущему.» И в течение его выступления метафора «мост к будущему» звучала более двадцати раз. Политические аналитики утверждают, что это был переломный момент схватки, момент, когда Доул потерял всякий шанс выиграть. Доул был за мост в прошлое, Клинтон - за мост в будущее. При выборе между прошлым и будущим люди избрали будущее.

***
На чем же нам следует остановить свой выбор: на построении мостов к прошлому или к будущему. Какой путь, с точки зрения иудаизма, является верным?

С точки зрения еврейства, оба эти подхода неправильны. Мы все стремимся к будущему, но оно невозможно без прошлого. Мы изучаем прошлое, но оно мертво, если не связано с будущим. Мост к прошлому бессмысленен без будущего. Мост к будущему невозможен без прошлого.

Будущее без прошлого
Однажды путник, дойдя до развилки дороги, не знал, по какой тропе ему нужно пойти. На дороге валялся дорожный указатель, на котором было написано название его конечного пункта и была прибита стрелка, показывающая направление. Но какая польза от этого знака, если он валяется на земле - эту стрелку можно повернуть в любую сторону! Слава Б-гу, на том же щите было название деревни, из которой он вышел, со стрелкой, показывающей её направление. Путешественник поставил этот знак на землю так, что указатель с наименованием его начального пункта был направлен туда, откуда он вышел. Таким образом он смог выяснить, как этот дорожный знак должен быть установлен, и понял, в каком направлении ему следует двигаться.

Невозможно определить, куда нужно идти, если ты не знаешь, откуда ты идешь! Моста в будущее нет без моста в прошлое.

***
Мы все хорошо помним закон элементарной геометрии, который выучили в средней школе. Через одну точку можно провести бесконечное количество прямых. Если я знаю только ту точку, где я сейчас нахожусь, то этого недостаточно для того, чтобы определить, куда я приду. Однако если я знаю, где я нахожусь сейчас, а также мое прошлое – откуда я иду, то у меня уже две точки отсчета. Теперь я могу смело провести линию в будущее. Я могу определить направление моего движения.

***
Мы все были свидетелями того, что происходило в СССР. 300 миллионов человек, проживающих в 15 республиках, вместе строили Светлое Будущее. Почему же это «светлое будущее» Советского Союза теперь вспоминается нами как «темное прошлое»?

Потому что это было будущее, которое не имело никакого фундамента в прошлом. «...разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим». Новое, для того чтобы быть долговечным, должно возводиться на прочном фундаменте прошлого, а не на его развалинах.

***
Этот простой принцип применяется в каждом бизнесе. Для того, чтобы определить перспективность бизнеса, недостаточно знать, какова была его прибыль в этом году. Необходимо сравнить эти цифры с показателями прошлых лет, тогда вам станет понятно, в каком направлении он движется, иными словами, выгодное это дело или убыточное.

Прошлое без будущего
Это все примеры будущего без прошлого. Иллюстрации прошлого без будущего тоже несложно найти в мировой истории.

В школах и в институтах мы изучаем великие культуры древности. Мы читаем произведения великих умов прошлого.

***
Представьте себе, что бы произошло, если Сократ появился бы сегодня в современной Греции.

Он не смог бы понять никого вокруг себя – современный греческий язык в корне отличается от того, на котором говорил Сократ.

Где же Храм Зевсу? На его месте Греческая Ортодоксальная церковь. Религия, которую исповедуют сегодняшние греки, ничего не имеет общего с эллинизмом.

Единственное, что объединияет современных и древних греков –географическое местонахождение их страны. Это совершенно другой народ.

***
Представьте себе, что сегодня в Риме появляется Юлий Цезарь, великий император, для которого девизом всегдабыли слова: vini, vidi, vici [пришел, увидел, победил]

«Сколько стран находится под властью Рима?»- спросит Цезарь. И в ответ он услышит, что Рим - всего лишь столица одного маленького государства - Италии, входящего в состав НАТО.

Вместо Храма Юпитеру стоит Ватикан.

Коллезей?- Одни руины.

«Кому сейчас принадлежит Галия?» - спросит он. Ему в ответ рассмеются: «Сейчас на этой территории суверенные государства Франция, Бельгия, Швейцария...»

«За что же я боролся всю свою жизнь?» -спросит великий император. И я не думаю, что кто-нибудь сможет дать ему ответ, который бы его порадовал.

***
У этих великих культур есть богатое прошлое. Но, как мы сейчас видим, у них нет будущего. Это мост протягивается из древних веков., но... ведет вникуда.

Мост в прошлое
Однажды мне кто-то сказал: «Вообще-то ортодоксальные евреи должны быть. Необходимо сохранить их для того, чтобы иметь возможность увидеть, как  они жили в древние времена».

В ответ на это у меня появилась только одна мысль: «Если бы Гитлер услышал ваши слова, он был бы очень рад!»

Вы знаете, что Гитлер не хотел полностью стереть евреев с лица земли? Он планировал оставить одну небольшую еврейскую общину в Праге для того, чтобы люди могли прийти и посмотреть, как когда-то жил этот древний народ. Он хотел оставить маленькую группу людей как экспонат умершей культуры.

Он стремился к тому, чтобы еврейство было как Древняя Греция и Римская Империя. Ему было нужно, чтобы иудаизм был мостом в прошлое. И только в прошлое.

Однако, как мы видим, в мировой истории Гитлер оказался прошлым без будущего. А мы – нет.

***
Многие евреи приходят по праздникам в синагогу для того, чтобы произнести поминальную молитву Изкор. Изкор мы читаем о наших родителях, бабушках и дедушках. Мы строим наш личный мост в прошлое. Мы это делаем, потому что понимаем, что будущего без прошлого нет. Однако мы обязаны также позаботиться о том, чтобы этот мост не обрывался. Чтобы он не был мостом, который протянулся от наших далеких предков, который бережно поддерживали наши бабушки и дедушки и который внезапно оборвался на полпути.

По роду своей работы мне приходится встречаться и разговаривать со многими людьми, и практически каждый говорит мне: «А Вы знаете, мой прадед был раввином!», или «Я помню, как моя бабушка зажигала Субботние Свечи», «Мой дедушка был очень религиозным евреем».

Вам не нужно убеждать меня, что ваш прадед был религиозным евреем. Я это знаю. Если бы он не был религиозным евреем, то вас бы здесь не было. Еврейство – это ваше прошлое. Однако еврейство – это не музейный экспонат. Это не только прошлое. Это мост из прошлого в будущее.

***
Вспоминая о наших бабушках и дедушках, мы осуществляем связь с прошлым. Мы имеем возможность соприкоснуться с прошлым только потому, что наши предки протянули нить к своему будущему – к последующим поколениям, передав нам своё еврейство.

Теперь, во имя наших родителей, бабушек и дедушек на нас лежит обязанность установить связь с нашим будущим.

Прошлое без будущего бессмысленно, ибо оно без вести пропадает в бездне времён. Будущее без прошлого невозможно, ибо оно не имеет основы.

Разыскав прошлое - точку опоры, мы прочертили прямую до себя. Теперь продлите эту прямую для будущего.

***
В 1969 г. Деннис Прэйгер – сегодня самый популярный ведущий радио-передачи, а тогда просто студент Колумбийского университета, побывал в Ленинграде. Его, как и всех иностранцев, предупреждали о том, куда можно ходить, а куда нет, строго-настрого запрещая встречаться с простым местным населением.

Но в те годы он был беззаботным американским студентом. Какое ему дело  до того, что говорит какой-то «дяденька в фуражке».

Был праздник Суккот. Воспитанный в еврейском традиционном духе, Деннис Прэйгер знал, что ему следует пойти в синагогу и побывать в Сукке. Он и пошел.

Прихожане были немного удивлены появлением иностранного гостя, но приняли его радушно. Во время службы он даже читал Свиток Торы для всех молящихся.

В 2002 году Деннис Прэйгер снова был в Ленинграде и опять зашел в синагогу. К нему подошел пожилой человек, лет под 80, и спросил: «Скажите, это Вы здесь были в конце 60-х? Я вас очень хорошо помню и думаю, что никогда не забуду.» Подумайте только, какое глубокое впечатление произвёл юный американский студент, если, спустя 33 года, несмотря на седину и приобретённую с возрастом солидность, он был узнан этим человеком. «Вы себе не представляете, что Ваш визит в синагогу означал для нас!» - сказал старик. «В те годы в синагогу по праздникам приходили только пожилые люди. Вы нам показали, что ТАМ, в Америке, молодежь тоже приходит в синагогу. Мы впервые увидели, что молодые евреи умеют читать Тору. Вы нам показали, что у иудаизма есть будущее.»

Гарантия будущего – это дети. Без детей мост из прошлого обрывается на полпути.

На стыке культур
Мы все находимся на стыке культур. Евреи... родились в Советском Союзе... приехали в Америку. Кто мы: русские? Американцы? Евреи? Кто будут наши дети?

Я понимаю, нам всем очень хочется, чтобы наши дети говорили по-русски и знали наизусть хотя бы «Муху -Цокотуху». Мы даже нанимаем им учителей русского языка. Мы надеемся, что они прочтут Достоевского хотя бы в английском переводе. Мы их натаскиваем по математике, как это велось в России. По русской традиции готовим каждого мальчика быть вторым Гарри Каспаровым, а девочку второй Майей Плисецкой.

***
Это все замечательно. Однако я спешу огорчить тех, кто это сам еще не понял. Ваши дети русскими не будут. Возможно, что знание русского языка поможет им в общем развитии и, может быть, даже в будущей работе. Но ...они будут американцами, умеющими говорить по-русски..

Наверняка литература, шахматы, математика и все остальное, чему вы их учите, поможет вашими детям в их интеллектуальном развитии. Они будут эрудированными и начитанными американцами. Но русскими они уже не будут.

***
Что же тогда будет их мостом из прошлого в будущее? Что же будет фундаментом, на котором они смогут строить свои жизни? Если это не будет ни русская культура, ни Марксизм-Ленинизм, на ктором выросли мы, – то что же?

Только еврейство может быть этим фундаментом. Только еврейство может быть этим мостом из их прошлого в их будущее.

Дети – мост в будущее
Ваши дети не будут русскими. Вопрос - будут ли они евреями? Если да – то у них будет нить, соединяющая их с вами и с вашими дедушками и бабушками. Если да – их будущее будет построено на фундаменте культуры, которая дала миру понятие морали и послужила основой для многих других религий. Если да – их будущее будет объединено вместе с будущим вечного народа, который пережил всех своих врагов и вышел победителем. 

Если нет – то у них не будет ничего (соединяющего) связующего их ни с вами, ни с вашими предками. Если нет – то связь между вашими родителями и вашими детьми можно будет установить только в биологической лаборатории. Ваши бабушки и дедушки будут благодарить достижения современной науки и медицины – потому что, только благодаря им, кто-то вообще сможет узнать, что это их потомки.

Я думаю, вы согласитесь, что те, о ком вы говорите Изкор, заслуживают большего.

***
Как-то после молитвы Изкор ко мне подошла пожилая женщина и с горечью сказала: «У меня большая проблема: за меня никто не скажет Изкор. Мои внуки неевреи. Мои два сына женаты на нееврейках,  и их дети соответственно неевреи. Кто будет говорить Изкор?»

Услышав её слова, другая пожилая женщина сказала, будто пытаясь ее успокоить: «У меня еще большая проблема! Мои внуки – евреи, но о еврействе и знать не хотят, никогда не приходят в синагогу. Они за меня никогда не скажут Изкор потому, что даже не знают, что это такое!»

Как вы видите, каждая из этих женщин ощущала, что её мост оборвался. Они не чувствовали, что смогли послужить связующим звеном между своими родителями и своими детьми. Они сомневались, будут ли они связаны с родными внуками после ухода из этого мира.

Практический вопрос
Теперь у меня к вам практический вопрос. Как же реально мы можем позаботиться о том, чтобы этот мост из нашего прошлого не оказался идущим в никуда? Как мы можем позаботиться о том, чтобы наши дети продолжали жизни наших бабушек и дедушек?

Будет ли то, что они являются потомками ваших предков, установлено только в результате медицинских анализов? Как гарантировать, что ваших бубушек и дедушек и ваших внуков соединяла бы не только ДНК? Как сделать так, чтобы следующее поколение оставалось евреями?

***
Мне иногда приходится слышать фразу: «хорошим евреем надо быть в душе». Я вас уверяю, что ни один человек, говорящий эти слова, в жизни не задумывался над их значением. Потому что, если бы они задумались, то им стало бы стыдно за то, что они сказали.

Что значит быть хорошим евреем в душе? Я могу быть хорошим евреем в душе, а в моих действиях - нет?

Могу ли я быть честным человеком только в душе? В моей душе я буду очень честен, но на деле буду всем подряд врать, – это честный человек в душе!

Могу ли я быть хорошим врачом только в душе? В моей душе - я хороший врач. На деле я еще не вылечил ни одного человека, но в душе я хороший врач. (Я) Уверен, что такого человека хорошим врачом никто не назовет.

Насколько врач является «хорошим» врачом, определяется только его действиями.

Насколько еврей является «хорошим» евреем, определяется только его действиями.

***
Если вы хотите говорить о душе, то еврейская душа есть у каждого еврея. Поэтому человек, родившийся евреем, будет евреем всегда. Еврейская душа есть у каждого еврея, даже если он ее не хочет иметь и даже если он о ней не знает. Душа от нас не зависит. Вопрос только в том, насколько эта душа проявляется в его действиях.

***
Так как же нам соединить наше прошлое и наше будущее? Как нам протянуть мост он наших родителей к нашим детям? Как нам гарантировать то, что будущее наших детей будет иметь фундамент еврейства?

На этот вопрос существует только один ответ. С какой бы стороны вы не посмотрели: религиозной, культурной, психологической, практической, воспитательной – вы придете только к одному решению: практикование еврейской традиции. Исполнение законов еврейской жизни.

Это может быть неудобно. Это может быть очень обязывающим. Но это единственное, что может соединить ваше прошлое с вашим будущим.

***
Именно поэтому традиционно евреи брали на себя выполнение какой-то Мицвы во время произнесения молитвы Изкор. Мицва – исполнение еврейского закона, еврейская заповедь – это единственное, через что мы можем почтить память ушедших родителей, бабушек и дедушек. Потому что Мицва – это единственный реальный путь соединения с ними. Поэтому текст Изкор говорит о пожертвованиях. Тора говорит нам, что пожертвование – самая большая Мицва.

Выполняя мицву, мы говорим им, что мост, который они строили, не оборвался. Ваши потомки будут соединены с вами. «Вы были евреями,- говорите вы им,- ваши внуки и правнуки тоже будут евреями».

***
Это не значит, что я предполагаю, что каждый читающий завтра проснется ортодоксом. Однако вы можете начинать делать маленькие шажки в направлении еврейства.

***
Если ваши дети еще маленькие или в подростковом возрасте – на вас лежит ответственность за то, чтобы они получили еврейское образование.

Приводите ваших детей на еврейские праздники, покупайте им еврейские книги.

У нас есть замечательная еврейская школа, которую наш центр создал для ВАС. Каждый, кто ее видел, скажет, что детям там очень нравится учиться.

В Талмуде сказано: «Безграмотный еврей не может быть благочестивым». Это не так в христианстве, это не так в мусульманстве. В других религиях человек может считаться приверженцем этой веры, но при этом не иметь религиозного образования. В иудаизме -нет. Именно поэтому в еврейских семьях и сегодня образованию уделяется особое внимание.

***
Если ваши дети уже взрослые – это не значит, что вы не можете оказать на них влияние. Большинство еврейских праздников – это семейные праздники. Вы можете пригласить к себе всю свою семью, и я вас уверяю, они придут. И если это ханука – зажгите ханукальные свечи, если это Пейсах – ешьте мацу.

***
Однажды я встретил студентку, которая недавно начала зажигать субботние свечи. Я поинтересовался, что побудило её к этому? Из её рассказа следовало, что неожиданно она узнала, что её мама стала выполнять заповедь зажигания субботних свечей. Это открытие очень её удивило.

Но потом она  подумала так: «Моя мама всегда с сожалением говорила: “Какая из меня еврейка? Я училась в советской школе, вот если бы я родилась и воспитывалась здесь...” Что-ж, - решила девушка, – если моя мама, бывший член партии, стала зажигать Субботние Свечи, то мне, выросшей в Америке, давно надо было начать это делать».

Не думайте, что у вас нет влияния на ваших взрослых детей. У вас оно есть. И самое большое влияние, как вы знаете, оказывается личным примером.

Развиваясь в собственном еврействе и помогая в этом своим детям, мы строим мост из прошлого в будущее. Выполняя каждую заповедь, мы увековечиваем память о наших бабушках и дедушках. Соблюдая еврейские традиции, мы чтим их память.

Евреи – космонавты
Однажды группа молодых ребят, находясь на приеме у Любавического Ребе, задали ему вопрос, который сводился к следующему:  вся современная культура построена на идее свободы человека. Человечество долго боролось за то, чтобы избавиться от огромного количества ограничений. Сегодня мы гордимся достигнутой свободой личности.

Как в современном мире возможно говорить кому-то о заповедях? Каждая из них либо запрещает, либо повелевает что-то делать. Как можно настолько ограничивать человека в его желаниях, привычках, в образе жизни? Заповеди противоречат основам современного общества.

Любавический Ребе ответил следующим сравнением:

«Представьте себе космонавта, который готовится к полету. Государство вложило в его подготовку миллионы долларов. Вся страна возлагает на него надежды. Наука ждет его полета для получения результатов биологических экспериментов, которые он должен провести в невесомости.

И вдруг космонавт заявляет: «Я не хочу никуда лететь! Я свободный человек, и никто мне не может диктовать, что делать». Согласны  ли вы с тем, что он не может так поступить?!

Мы также посланы в этот мир с миссией. Всевышний, сотворив этот мир, возложил на нас определенные надежды. Все предыдущие поколения  евреев подготавливали нас и весь окружающий мир к выполнению этой задачи. Как и космонавты, мы должны выполнить эту миссию».

***
Это интересное сравнение. Однако, услышав его, человек обязательно возразит: «Но подождите секундочку – такую параллель проводить нельзя! Космонавт перед началом своей тренировки подписал контракт и добровольно обязал себя полететь в космос. Поэтому на него и делается такая большая ставка.

Но меня – еврея – никогда никто не спрашивал, хочу ли я быть евреем! Я не подписывал никакие контракты и не соглашался ни на какие миссии!»

***
Вроде бы разумная претензия! Правильно?

Знаете, что мне этот аргумент напоминает? Диалог между сыном студенческого возраста и его мамой.

«Мы с папой вынуждены работать как каторжные, отказываем себе в самом необходимом, чтобы оплатить  твой колледж, а ты дурака валяешь! Мы тебя отдавали в лучшие школы, нанимали частных учителей, а ты учиться не хочешь!»

Что на это отвечает сын?  «А я просил вас посылать меня во все эти школы? Вы что думаете, из-за этого я теперь обязан делать все, что хотите вы? И вообще, когда-нибудь меня спросили, хочу ли я, чтобы вы посыли меня в частную школу, нанимали репетиторов, оплачивали мою учёбу в колледже?»

Звучит знакомо, не правда ли?

Позиция родителей перед своими детьми очень хрупка. Они безвозмездно дают детям все, до последней крохи. Они вкладывают в своих сыновей и дочерей своё сердце и душу. И при этом не берут с них никаких расписок. Родители не требуют от своих детей подписания контрактов. Они просто пытаются сделать для них все, что в их силах.

Что же побуждает родителей делать всё это? Надежда! Надежда на то, что ребенок когда-нибудь воспользуется всем тем, что они в него вложили. Они лелеют мечту, что их сын или дочь смогут оценить все, что они им дали, почувствуют свою ответственность. Они надеются, что их дети не дадут этому огню затухнуть.

Мы должны помнить, что наши родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были евреями.

Они, оставаясь евреями при самых неимоверных условиях, дали нам возможность быть евреями сегодня.  И как все родители, они делали это безвозмездно.  Передавая нам эстафету еврейства, они имели только одно сокровенное желание: чтобы мы не дали умереть зернам еврейства, чтобы свято оберегали их , ибо в них заложена и память о прошлом, и возрождение в будущем.

Наши предки начали строить мост, который дотянулся до нас из далекого прошлого. Начиная с праотца Авраама, Моисея и Царя Давида, каждое новое поколение достраивало  очередную его часть. Сейчас этот мост, перекинувшись во временном пространстве, равным тысячелетиям, дошел до нас.