Могут ли реформисты и консерваторы объединить
наш народ?
На Ваши вопросы отвечает раввин русскоязычной общины Балтимора и Вашингтона Рабби В. Белинский.
Уважаемый Рабби Белинский!
В Торе говорится, что Всевышний ценит единство евреев превыше всего. Не кажется ли Вам, что ортодоксальный иудаизм разъединяет и разобщает наш народ, так как далеко не все могут придерживаться строгих законов, требуемых им. Реформистское и консервативное течения понизили свои стандарты, тем самым стали более приемлемы для любого желающего приобщиться к ним. Поэтому, на мой взгляд, они способны быть основой, на которой может объединиться еврейская нация.
Ответ: В теории Вы правы. Однако мы хорошо знаем, что далеко не всё, что выглядит так замечательно на бумаге, оказывается столь же красивым в реальной жизни.
Для того, чтобы оценить любое общественное, социальное или религиозное течение, необходимо не только знать его теорию, но и видеть практический результат его деятельности.
Реформистское течение было создано пару веков назад в Германии под девизом: «Мы не немецкие евреи, а еврейские немцы». Оно призывало евреев быть в первую очередь немцами, а уже потом евреями. Распространяясь по разным странам, это течение стремилось к тому, чтобы евреи адаптировались к местной культуре, поставив своё еврейство на второй план. Спустя немного времени, в Америке появилось консервативное движение. Его основной идеей было также желание стать в первую очередь «современными американцами», а только потом евреями.
Вот и получается, что ортодоксальные евреи, живущие в разных странах мира, смотрят на себя в первую очередь как на евреев, и поэтому ощущают себя единным целым. Несмотря на то, что они могут находиться на разных материках и говорить на разных языках, – они все равно прежде всего евреи. А как реформисты и консерваторы на себя смотрят? С их точки зрения, немецкие евреи должны быть в первую очередь немцами, французские – французами, американские – американцами.
Я хочу обратить Ваше внимание на следующие исторические факты, являющиеся свидетельством лишь некоторых мрачных последствий подобной идеологии:
- во время кровавого навета в Дамаске в 1840 году реформистское движение отказалось оказывать поддержку евреям Сирии. Их ответом было: «Нас ничего не объединяет с этими людьми. Им нужно научиться уживаться со своими соседями».
- во время Второй Мировой Войны ни один консервативный или реформистский лидер Америки не поднял голос в защиту жертв нацистов. Они говорили, что не хотят, чтобы американцы ассоциировали их с евреями Европы. А когда в 1943 году ортодоксальные раввины устроили демонстрацию в Вашинтоне, требуя, чтобы Америка помогла жертвам нацизма, те объявили: «Эти ортодоксы нас не представляют».
- Реформистское и консервативное движения имели официальные лобби в Вашингтоне, пытающиеся предотвратить построение гос-ва Израиль. Согласно их доктрине, евреи не могли бы считаться лояльными американцами, если у них было бы свое государство.
Могут ли эти движения объединять евреев? Не знаю.