Различные стандарты Иудаизма
На Ваши вопросы отвечает раввин русскоязычной общины Балтимора и Вашингтона Рабби В. Белинский.
Уважаемый Рабби Белинский!
Почему в иудаизме так много различных «уровней» соблюдения законов? Познакомившись ближе с еврейством, я вижу, что один соблюдающий еврей ест то, что другой ортодокс считает некошерным. Мне кажется, если пища кошерна – значит она кошерна! Как она может быть более кошерной, менее кошерной или недостаточно кошерной? Более того, как может еврей, соблюдающий закон, в глазах другого ортодоксального еврея выглядеть недостаточно религиозным?
Ответ: Вы совершенно правы в том, что еврейская жизнь была бы намного проще, если бы все придерживались единого стандарта в выполнении всех заповедей. Однако следует учесть, что в своде еврейского закона есть минимальные требования для выполнения заповеди, но в то же время существуют ещё и дополнительные, желательные условия, придерживаясь которых, вы повышаете свой уровень.
Соблюдение Мицвот – т.е. забота о своем духовном росте так же сложна и многообразна, как и забота о физическом здоровье. Мы все хорошо знаем, что есть «стандарты» здоровой жизни: нужно каждый день заниматься зарядкой, спать необходимое количество часов в сутки, иметь правильно сбалансированное питание, не пить, не курить и так далее и тому подобное. Но я не ошибусь, если скажу, что у каждого человека, который ревностно следит за своим здоровьем, существует свой уровень, свои методы для достижения этой цели.
Один человек, чтобы укрепить своё здоровье, занимается в спортзале по часу в день. А вот его сосед тратит на эти занятия только полчаса. Но зато скрупулезно изучает все ингредиенты, количество калорий, белков и углеводов на этикетке пакета с любым продуктом. А вот наш «спортсмен» на еду обращает меньше внимания.
Почему же не все придерживаются одинаковых правил здоровой жизни? Потому что есть «базовый» уровень, на котором основывается забота о своем теле. Но, выполняя эти требования, каждый человек подходит к этому вопросу по-своему: кто-то старается придерживаться только основных правил, а кто-то постоянно совершенствуется и пытается подняться на более высокий уровень.
Ни для кого не является секретом то, что с годами нам приходится всё больше и больше уделять внимание своему здоровью. И чем меньше вы заботились о нём в юности, тем больше вам придётся это делать в зрелом возрасте. Таким образом, стандарты меняются не только у разных людей, но и у каждого человека на протяжении всей его жизни.
Забота о здоровье многопланова. Так же как и в вопросах медицины: у всех специалистов есть единый «общий знаменатель», который является минимумом для поддержки здоровья, и доктора обязывают своих пациентов его придерживаться. Однако в деталях у врачей могут быть разногласия и различные методы решения вопроса.
В отношении духовного здоровья мы видим точно такую же картину. Есть «минимум», описанный в Своде Еврейского Закона (Шульха Арухе), которого должен придерживаться каждый человек, который хочет считать себя соблюдающим Заповеди Торы. Однако в деталях существуют различные стандарты, и Вы можете найти разногласие в подходах их выполнения.
Может ли наличие разных стандартов в соблюдении иудаизма быть причиной трений между разными людьми?
Но ведь люди, которые бегают по утрам и ходят на плаванье, «не задирают нос» перед теми, кто занимается физкультурой всего лишь раз в неделю. А последние не считают себя людьми «высшего сорта» по сравнению с теми, кто и зарядку никогда не делают.
Все время, пока существуют различные люди, будут существовать различные подходы к каждому вопросу. Если мы будем ждать полного согласия между всеми людьми (даже внутри одной общины) для того, чтобы достичь единства, то единства у нас никогда не будет.
Если разница подходов к заботе о физическом здоровье не становится причиной раздоров, почему это должно происходить из-за расхождений во взглядах на заботу о духовном здоровье?