Необходимо ли жить с чистой совестью?
Уважаемый Рабби Белинский!
Чем больше я читаю о законах иудаизма, тем больше понимаю, что человеку просто не под силу выполнять каждый постулат в полном его объёме. В Торе так много запретов и повелений, и у каждого из них столько деталей и тонкостей, что жить «строго по ниточке», предписанной ими, ничего не нарушая даже случайно – невозможно. Какой тогда смысл стараться? Или, может быть, человек может просто выбрать для себя тот уровень соблюдения, который для него наиболее приемлем, и закрыть глаза на все остальные заповеди?
Ответ:
Я очень хорошо понимаю, что у человека начинающего знакомиться со всеми запретами и повелениями иудаизма голова может пойти от них кругом. В Торе тысячи законов, и у каждого из них большое количество тонкостей и нюансов. Может показаться, что их буквальное соблюдение физически невозможно. Но, даже приняв Вашу точку зрения о нереальности выполнения всех заповедей Торы, я хочу призвать Вас взглянуть на этот вопрос немного по-другому.
У каждого из нас есть определенные стандарты, по которым мы стараемся жить сами и судим о происходящем вокруг нас – это может быть то, что называют «моралью», «совестью», «религиозными канонами» и т.д. В разговорах с людьми, мне часто приходится слышать фразу наподобие «я - моральный человек, и никогда не нарушал моих нравственных принципов», или «моя совесть чиста, ибо я всю свою жизнь поступал руководствуясь ее указаниям». Когда я слышу подобные утверждения, то у меня сразу появляется мысль: «Да... ну и низкие должны быть эти ваши «нравственные принципы», если вы смогли пройти через всю жизнь, не нарушив ни один из них!, насколько нетребовательной должна быть ваша совесть, если вы за все годы не делали ничего вопреки ее стандартам!»
Мне это напоминает историю о том, как три раввина сидели и разговаривали о своей работе. Первый из них жалуется на то, что в его общине никто не слушается его указаний. Второй сетует на то же самое. А третий гордо отвечает: «В моей общине никто ни разу не сделал ничего противоречащего тому, что я сказал!». Двое его собеседников с удивлением поворачиваются к нему: «Как тебе это удалось?» - недоумевают они. «Очень просто, потому что я никогда не говорю им делать то, что я знаю, они не захотят делать!»
Религия – как и нравственность и мораль – призвана заставлять человека постоянно тянуться вверх. Если в соответствии с их устоями человек дошел до «должного уровня» и ему не требуется расти– то они теряют свой смысл.
Нам уж слишком хочется быть идеальными и никогда не поступать вопреки тому, что мы от себя ожидаем. Поэтому тяжело соблюдать стандарты, дотянуться до которых нам вряд ли удастся. Однако, на самом деле, выбирать каноны по принципу того, чтобы они нам «просто не мешали жить» – тоже бессмысленно. Тора говорит нам, что вовсе необязательно быть идеальным. Творец готов нас принять такими, какие мы есть – даже если еще не доросли до выполнения всех его заповедей. Если человек тянется к более высокой планке и работает над собой, то Б-г это видит.
Как ни странно, но в этом и есть моя основная претензия к другим – не традиционным – формам иудаизма. Спросите у реформистского или консерваторского еврея, выполняет ли он стопроцентно требования своей религии. Каждый из них, безусловно, ответит: «Да!» - а почему нет? – их стандарты были специально занижены для того, чтобы каждый без труда мог по ним жить. Задайте тот же вопрос ортодоксальному еврею. Такой быстрый и четкий позитивный ответ вы уже не получите - каждый из них припомнит то, над чем ему еще требуется поработать. По- моему, лучше иметь к себе более высокие требования, к которым ты должен тянуться, чем заниженные, которые не заставляют тебя расти.
На самом деле, утверждение, что выполнение всех заповедей Торы невозможно, тоже неверно. В книге «Танья» объясняется, что в реальности каждый может достичь уровня выполнения абсолютно каждой заповеди, хотя, к сожалению, очень немногие достигают этого. Тем не менее, это возможно, только если ты не занижаешь требований к себе для того, чтобы быть о себе лучшего мнения.