Пасхальная Агада

Для проведения седера готовят "кеару" (желательно на подносе): кладут три целые мацы (предпочтительно круглые, изготовленные вручную, т. н. маца шмура одну на другую, прокладывая их салфетками. Поверх мацы кладут еще одну салфетку и расставляют 6 предметов в виде двух треугольников, обращенных вершинами к ведущему седер. Справа вверху кладут зроа (небольшой кусочек мяса с костью внутри, обычно - куриное горлышко), а слева вверху - бейца (крутое яйцо), в центре ставят марор (растертый хрен и салат). Под зроа кладут харосет (смесь из тертых яблок и молотых орехов), под яйцом - карпас (небольшой кусочек лука или очищенной вареной картофелины) и в центре, внизу - хазерет (растертый хрен и салат для кореха).

В отдельное блюдце наливают соленую воду.

На протяжении седера каждый мужчина и каждая женщина обязаны есть мацу (в начале трапезы, на корех и на афикоман - каждый раз размером, по меньшей мере, с казаит (27 гр.), что соответствует примерно половине круглой мацы или целой квадратной), выпить четыре бокала вина (вино не менее 86 г - желательно выпивать полностью, по крайней мере, более половины: при необходимости вино можно заменить виноградным соком) и есть горькую зелень (на марор и на корех - каждый раз размером с казаит. (27 гр.).


КАДЕШ -"КИДУШ"
Наливают первый бокал вина и произносят "Кидуш".

Внемлите, господа мои!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми племенами, и освятивший нас Своими заповедями! И даровал Ты Нам, Господь, Бог Наш, С любовью  установленные дни для радости, праздники и времена веселья; этот день праздника Мацот, этот святой праздничный день, день нашей свободы святой праздник, - в память об исходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и освятил среди всех народов, святые праздники твои, , с радостью и ликованием дал Ты нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий Израиль, и дни праздников!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от (других) народов, седьмой день от шести рабочих дней. Между святостью субботы и святостью праздника сделал Ты различие, и седьмой день от шести рабочих дней отличил Ты святостью. Выделил и отличил Ты народ Свой, Израиль, святостью Своей. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от святого!

Выпивают первый из четырех бокалов вина. Каждый участник седера пьет вино полулежа, наклонившись влево (на левый бок), подчеркивая тем самым свободу, обретенную нашим народом после исхода из Египта.

УРХАЦ
Все участники седера омывают руки, не произнося при этом обычного при омовении рук благословения, и снова садятся за стол.

КАРПАС
Берут маленький кусочек карпаса (лука или картофелины, который лежит на кеаре), размером меньше, чем казаит, обмакивают в соленую воду и, произносят благословение, едят, не наклоняясь на левый бок.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод земли!
Произнося это благословение следует иметь ввиду,. что оно относится также к хрену с салатом, которые будут есть позже (на марор и на корех). Остаток лука или картофелины не возвращают на кеару.

ЯХАЦ
 Берут с кеары среднюю мацу и разламывают ее надвое. Большую часть заворачивают в полотенце (или салфетку) и прячут для афикоман, а меньший кусок возвращают между двумя целыми на кеаре.

МАГИД
Приоткрывают мацу и произносят:
Вот скудный хлеб, который ели наши предки в стране Египетской. Всякий, кто голоден, пусть войдет и ест, всякий, кто нуждается, пусть войдет и празднует Песах. В этом году (мы) здесь, в будущем году - в Стране Израиля; в этом году (мы) рабы, в будущем году - свободные люди.

Отодвигают кеару в сторону, наливают второй бокал, и сын задает следующие вопросы:
Отец, я хочу задать тебе четыре вопроса:

Почему эта ночь Песаха отличается от всех других ночей года?

Первый вопрос: Во все другие ночи мы не должны ни разу обмакивать нашу еду, в эту же ночь ее обмакивают дважды? Один раз карпас в соленую воду, второй раз марор в харосет.
Второй вопрос: Во все другие ночи мы едим хамец или мацу, в эту же ночь - только мацу?
Третий вопрос: Во все другие ночи мы едим всякую зелень, в эту же ночь - горькую зелень?
Четвертый вопрос: Во все другие ночи мы едим сидя или облокотившись, в эту же ночь мы все едим облокотившись?

Возвращают кеару на место. Откидывают салфетку, немного приоткрывая мацу и произносят:
Рабами мы были у фараона в Египте, и Господь, Бог наш, вывел нас оттуда дланью могучей и рукою простертой. И если бы Пресвятой, благословен Он, не вывел предков наших из Египта, то мы, и дети наши, и дети детей наших, оставались бы рабами у фараона в Египте. И даже если мы все мудрые, разумные, знатоки Торы, тем не менее заповедано нам рассказывать об исходе из Египта. И всякий, кто умножает повествование об исходе из Египта, достоин похвалы.
Мудрый - о чем он спрашивает? "В чем свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Господь, Бог наш?" И ты объясни ему все законы Песаха и что "не едят ничего после вкушения пасхального агнца".
Грешный - о чем он спрашивает? "Что это за служение у вас?" "У вас" - не у него! Исключая себя из общины, он отвергает главную основу Веры. Притупи ему зубы своим ответом и скажи: "Это ради того, что Господь совершил для меня при исходе моем из Египта". "Для меня" - не для него! Будь он там, он не получил бы свободы.
Несмышленный - о чем он спрашивает? Он спрашивает: "Что это?" Скажи ему: "Силой руки Своей вывел нас Господь из Египта, из дома рабства".
А неумеющему задать вопрос сам начни объяснять. Как сказано: "И поведаешь ты сыну своему в тот день, говоря: "Это ради того, что Господь совершил для меня при исходе моем из Египта"".

Прикрывают мацу, поднимают бокал и произносят:
Он-то (этот обет) и постоял за отцов наших и за нас. Ибо не один восставал на нас, чтобы погубить нас; в каждом поколении восстают против нас, чтобы погубить нас, но Пресвятой, благословен Он, спасает нас от их руки.

Ставят бокал на стол, приоткрывают мацу и произносят:
Иди и изучи, что хотел сделать арамеец Лаван с Яаковом, праотцем нашим. Фараон решил истребить только мужчин, а Лаван хотел искоренить всех. Сказано: "Арамеец - губитель отца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там как пришелец с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным".
"Спустился в Египет", принужденный к тому словом Всевышнего, "и проживал там как пришелец" - из этого следует, что Яаков, праотец наш, "спустился в Египет" лишь для того, чтобы жить там временно. Как сказано: "И сказали они (братья Йосефа) фараону: "Пожить в этой стране пришли мы, ибо нет корма для овец у слуг твоих, потому что тяжкий голод в стране Ханаанской. Теперь же пусть поселятся слуги твои в стране Гошен"".
"Египтяне обращались с нами жестоко, и угнетали нас, и возложили на нас работу тяжкую". "Египтяне обращались с нами жестоко", как сказано: "Давайте (сказал фараон) исхитримся против него, иначе он умножится и, если случится война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны". "И угнетали нас" - об этом сказано: "И поставили над ним начальников повинностей, чтобы изнурять его тяжким трудом. И выстроил он фараону города-хранилища - Питом и Раамсес".
И вскричали мы к Господу, Богу отцов наших. И услышал Господь голос наш, и увидел мучения наши, и бедствие наше, и притеснение наше".

"И услышал Господь голос наш" - как сказано: "И услышал Бог стенания их, и вспомнил Бог Завет Свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом".
"И увидел мучения наши" - под этим подразумевается разлучение супругов, как сказано: "И увидел Бог сынов Израиля, и принял Бог во внимание".
"И бедствие наше" - это дети. Как сказано: "Каждого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых". "И притеснение наше" - это гнет. Как сказано: "И Я увидел также гнет, которым египтяне угнетают их".
"И вывел нас Господь из Египта дланью могучей и рукою простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами". "И вывел нас Господь из Египта" - не при помощи ангела, не при помощи сарафа, и не при помощи посланника, но Пресвятой, благословен Он, Сам, во славе Своей. Как сказано: "И Я пройду в эту ночь по стране Египетской, и поражу всякого первенца в стране Египетской от человека до скота, и над всеми божествами Египта совершу расправу, Я - Господь". "Я - Господь" - Я Сам, а не другой".
Cказано: "И жезл этот возьми в руку свою, чтобы творить им знамения". "И чудесами" - это кровь, как сказано: "И Я совершу на небе и на земле чудеса:

При произнесении слов "кровь, и огонь, и столбы дыма" трижды отливают немного вина из бокала в поврежденный сосуд.
Кровь, и огонь, и столбы дыма.
Согласно другому толкованию, под "дланью могучей" подразумеваются две казни; под "рукою простертой" - две казни; под "страхом великим" - две казни; под "знамениями" - две казни; под "чудесами" - две казни.
Это десять казней, которые Пресвятой, благословен Он, навел на египтян в Египте. Вот они:
При упоминании каждой казни следует отливать немного вина из бокала. То же самое следует делать при произнесении каждого из трех слов: ДеЦаХ, АДаШ и БеАХаВ. Затем наполняют бокал.

Кровь. Жабы. Мошкара. Дикие звери. Мор скота. Проказа. Град. Саранча. Тьма. Казнь первенцев.

Раби Йегуда обозначил их по первым буквам тремя словами:
ДеЦаХ (кровь, жабы, мошкара);
АДаШ (звери, мор, проказа);
БеАХаВ (град, саранча, тьма, первенцы).
Раби Иосей из Галилеи говорит: "Знаешь, откуда известно, что египтяне были поражены в Египте десятью казнями, а на море - пятьюдесятью казнями? О казнях в Египте говорится:
"И сказали чародеи фараону - это перст Бога". О казнях на море сказано: "И увидел Израиль руку великую, которой Господь поразил египтян. И исполнился народ благоговением пред Господом, и поверил он в Бога и Моше, слугу Его". Сколько казней они потерпели от одного "перста"? Десять! Следовательно, на море (от руки Его) были поражены пятьюдесятью казнями".

Сколько благодеяний оказал нам Вездесущий!
Если бы Он вывел нас из Египта, но не совершил бы суда над египтянами,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он совершил нам ними суд, но не над их богами,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он совершил суд над их богами, но не поразил бы их первенцев,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он поразил их первенцев, но не отдал бы нам их имущество,
- нам и этого было бы достаточно!
 
Если бы Он отдал нам их имущество, но не рассек бы море перед нами,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы рассек Он море перед нами, но не провел бы нас посреди моря по суше,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он провел нас посреди моря по суше, но не потопил бы в нем врагов наших,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он потопил в нем врагов наших, но не снабжал бы нас всем необходимым в пустыне сорок лет,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он снабжал нас всем необходимым в пустыне сорок лет, но не кормил бы нас манною,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он кормил нас манною, но не дал бы нам Субботу,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он дал нам Субботу, но не привел бы нас к горе Синай,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он привел нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в Страну Израиля,
- нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он ввел нас в Страну Израиля, но не воздвиг бы нам Храма, избранного Им,
- нам и этого было бы достаточно!

Рабан Гамлиэль говорил: "Всякий, кто не упоминал о следующих трех предметах в Песах, не исполнил своей обязанности. Вот эти предметы: песах (пасхальное жертвоприношение), маца (пресный хлеб) и марор (горькая зелень)".
Во имя чего предки наши во времена существования священного Храма ели пасхального агнца? Во имя того, что Вездесущий миновал дома праотцев наших в Египте. Как сказано: "И вы скажете: "Это жертва пасхальная Господу, Который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда поразил Он египтян, - наши дома Он пощадил. И преклонился народ, и поклонился".

Слегка приподняв нижнюю и среднюю мацу, произносят:
Во имя чего едим мы эту мацу? В память о том, (мацу опускают) что тесто у наших предков не успело еще закваситься, как явился к ним Владыка, Царь царей, Пресвятой, благословен Он, и освободил их. Как сказано: "И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки пресные, ибо оно еще не заквасилось, так как изгнаны были из Египта, и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе".

Прикоснувшись к марору и хазерету, произносят:
Во имя чего мы едим эту горькую зелень? В память (руку убирают) о горькой жизни наших предков в Египте. Как сказано: "И делали их жизнь горькой из-за тяжелой работы с глиной и кирпичами, и всякой работы в поле, и всякой другой работы, к которой принуждали их с жестокостью".

В каждом поколении еврей обязан смотреть на себя, как если бы сам он вышел из Египта. Ибо сказано: "И поведаешь сыну своему в тот день так: "Это ради того, что сделал мне Господь при исходе моем из Египта"". Не только предков наших вызволил из Египта Пресвятой, благословен Он, но и нас избавил Он вместе с ними. Как сказано: "И нас вывел Он оттуда, чтобы ввести нас в страну эту и отдать ее нам, как Он поклялся праотцам нашим".

Прикрывают мацу, поднимают бокал и произносят:
Поэтому мы обязаны благодарить, петь гимны, восхвалять, славить, превозносить, воздавать почести, благословлять, возвеличивать и воспевать Того, Кто совершил для предков наших и для нас все эти знамения: Он вывел нас из рабства на свободу; от скорби - к радости; от траура - к празднику; из мрака - к великому свету и от порабощения - к освобождению. Провозгласим же пред Ним: восхвалите Бога!

Ставят бокал на место.
Произносят следующее благословение и выпивают второй бокал вина, полулежа, наклонившись влево (на левый бок):
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

РАХЦА
Омывают руки и произносят следующее благословение:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук!

МОЦИ
Берут в руки три мацы, включая сломанную, лежащую между двумя целыми, и произносят следующее благословение:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли:

МАЦА 
Кладут нижнюю мацу обратно на блюдо и, держа верхнюю и сломанную, произносят следующее благословение. При этом следует иметь в виду, что это благословение относится также к сандвичу кореха, который будет приготовлен из нижней мацы, и к той маце, которую будут есть на афикоман:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть мацу!

Отломив от верхней и средней мацы куски по меньшей мере с казнит (половина круглой мацы или одна квадратная маца) нужно, полулежа, наклонившись влево (на левый бок), съесть, сложив вместе, оба куска.

МАРОР 
Берут марор - растертый хрен с салатом, размером с казаит (по меньшей мере в половину яйца), обмакивают в харосет, предварительно добавив в него вино, затем стряхивают его, чтобы марор не утратил горького вкуса, и произносят следующее благословение:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть горькую зелень!

Едят не облокачиваясь.

КОРЕХ 
Делают своеобразный сандвич из двух кусков мацы (для этого берется и надламывается нижняя маца), прокладывая между ними хазерет (хрен и салат размером по меньшей мере в казаит). Хазерет обмакивают в харосет и стряхивают его. Затем произносят;
Так поступал Гилель во время существования Храма: он складывал мясо пасхальной жертвы с мацой и горькой зеленью и съедал их вместе. Как сказано: "С мацой и горькой зеленью пусть едят ее".
Едят, наклонившись влево (на левый бок).

ШУЛХАН ОРЕХ 
Праздничная трапеза. В начале трапезы берут с кеары яйцо и едят его, обмакивая в соленую воду - в знак скорби о разрушении Храма. За едой можно пить вино, но это не засчитывается в число четырех бокалов.

ЦАФУН 
После того, как еда закончена, должен быть съеден афикоман - припрятанный кусок мацы. Каждый съедает кусок размером по меньшей мере с казаит, полулежа, наклонившись влево (на левый бок). После афикомана ничего нельзя ни есть, ни пить (за исключением двух оставшихся бокалов вина). В первую ночь Седера афикоман необходимо съесть до полуночи.

БЕРАХ 
Наполняют третий из четырех бокалов вина и произносят Биркат Гамазон (благословение после еды).

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, питающий весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию. Он посылает пищу всему живому, ибо милость Его вечна. По великой доброте Его к нам мы никогда не испытывали недостатка (в пище) и пусть не будет у нас недостатка в пище во веки веков - ради великого Имени Его. Ведь Он - Бог, Который питает и насыщает всех, творит добро каждому и заботится о пище для всех Своих творений, которые создал, как сказано: "Раскрываешь Ты ладонь Свою и щедро насыщаешь все живое". Благословен Ты, Господь, питающий всех!

Произносят следующее благословение и выпивают третий бокал вина, полулежа, наклонившись влево (на левый бок):
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Наливают отдельный бокал "для пророка Эйлиягу", затем наполняют четвертый бокал. Отворяют наружную дверь (а также другие двери, ведущие к ней) и произносят:
Излей Твою ярость на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые к Имени Твоему не взывают. Ибо пожрали они Яакова и обитель его опустошили. Излей на них гнев Твой, и пламя гнева Твоего пусть настигнет их. Преследуй гневом и истреби их из поднебесья Твоего, Господь!

ГАЛЕЛЬ НИРЦА
Двери закрывают н произносят специальную хвалебную молитву "Галель".
Не нам, Господь, не нам - но Имени Своему верни славу, по милости Своей и но верности Своей! Зачем (допускаешь Ты), чтобы народы говорили: "Где Бог их?" Бог наш - на небесах; все, что желает, делает Он. Идолы их - (всего лишь куски) серебра и золота, творение рук человеческих. Есть у них рты, но они не говорят; есть у них глаза, но они не видят; есть у них уши, но они не слышат; есть у них ноздри, но они не обоняют. Есть у них руки, но они не осязают; есть у них ноги, но они не ходят; не может издавать звуки гортань их. Уподобятся им те, кто их сделал, всякий, кто на них полагался. Пусть Израиль надеется на Господа: Он помощник их и защитник! Пусть Дом Аарона надеется на Господа: Он помощник их и защитник! Пусть боящиеся Господа надеются на Господа: Он помощник их и защитник!

Следующие слова повторяют хором, вслед за хазаном:
Мы молим: Господь, спаси нас!
Мы молим: Господь, спаси нас!
Мы молим: Господь, пошли нам удачу!
Мы молим: Господь, пошли нам удачу!

Благодарите Господа, ибо Он добр
- ибо вечна милость Его!

Благодарите Бога, (повелевающего) высшими силами,
- ибо вечна милость Его!

Благодарите Владыку владык
- ибо вечна милость Его;

Который один лишь творит великие чудеса
- ибо вечна милость Его;

Который мудростью Своей сотворил небеса
- ибо вечна милость Его;

Который возвысил сушу над водой
- ибо вечна милость Его;

Который создал великие светила
- ибо вечна милость Его;

Солнце, чтобы оно царствовало днем,
- ибо вечна милость Его;

Луну и звезды, чтобы они царствовали ночью,
- ибо вечна милость Его;

Который умертвил первенцев Египта
(юд) - ибо вечна милость Его;
И вывел народ Израиля оттуда
- ибо вечна милость Его;
Дланью могучей, рукою простертой
- ибо вечна милость Его;
Который рассек Красное море на части
- ибо вечна милость Его;
И провел народ Израиля между ними
- ибо вечна милость Его;
И низверг фараона с его войском в Красное море
(гэй) - ибо вечна милость Его;
Который провел Свой народ через пустыню
- ибо вечна милость Его;
Который умертвил великих царей
- ибо вечна милость Его;
Убил могучих владык
- ибо вечна милость Его!
Сихона, царя эморийского
- ибо вечна милость Его;
И Ога, царя башанского
- ибо вечна милость Его;
И отдал Он их землю в наследство
(вав) -ибо вечна милость Его;
И наследство Израилю, рабу Своему
- ибо вечна милость Его;
Который вспомнил о нас, когда мы были унижены,
- ибо вечна милость Его;
И избавил нас от врагов наших
- ибо вечна милость Его;
Он посылает пищу всему живому
- ибо вечна милость Его;
Благодарите Бога, (Владыку) небес,
(гэй) - ибо вечна милость Его!

Произносят следующее благословение и пьют вино полулежа, наклонившись влево:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Затем произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш. Владыка вселенной, за виноградную лозу и плод виноградной лозы, и за урожай полей, и за страну прекрасную, добрую и обширную, которую Тебе угодно было дать отцам нашим в наследие, чтобы они питались плодами ее, насыщались ее благами. Смилуйся же, Господь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, где обитает слава Твоя, и над жертвенником Твоим, и над Храмом Твоим! И восстанови Иерусалим, святой город, в скором времени, в наши дни, и приведи нас туда, и возвесели нас там, и будем мы благословлять Тебя, пребывая в святости и чистоте. (в субботу добавляют: Да будет угодно Тебе укрепить нас в (исполнении заповеди об) этом дне, о субботе.) И вспомни нас к добру в этот день праздника Мацот. Ибо Ты, Господь, - Бог добрый и творящий добро каждому; и мы будем благодарить Тебя за страну и за плод виноградной лозы. Благословен Ты, Господь, за страну и плод виноградной лозы!

Затем произносят:
В БУДУЩЕМ ГОДУ - В ИЕРУСАЛИМЕ!